Муниципальные ценные бумаги имеют ряд особенностей, в первую очередь правовых, отличающих их от других разновидностей ценных бумаг, они во многом схожи с государственными ценными бумагами, но и по отношению к ним имеют некоторые отличия. Следовательно, и рынок муниципальных ценных бумаг представляет собой несколько специфичный сегмент общего рынка ценных бумаг.
Муниципальные ценные бумаги
В категорию муниципальных ценных бумаг в России входят ценные бумаги, выпускаемые местными органами местного самоуправления для привлечения средств от населения для решения определённых задач. Как показывает практика, задачи эти почти всегда делятся на два вида: либо ликвидация образовавшегося дефицита местного бюджет, либо финансирование значимого для данного муниципалитета проекта социального развития (в области здравоохранения, образования, культуры, строительства и тому подобного). При этом долговые обязательства на себя берут именно муниципальные власти, обязующиеся расплатиться с владельцами ценных бумаг из средств бюджета местного уровня. В законодательстве специально оговорено, что максимальная сумма долговых обязательств на этом уровне не может превышать 15% суммы расходной части местного бюджета.
Таким образом, муниципальные органы власти осуществляют один из двух предусмотренных законом видов займов у населения: одним являются ссуды, другим – муниципальные ценные бумаги. Этот вариант представлен в качестве одного из основных для изыскания средств местным самоуправлением, исходя из мирового опыта, который гласит, что муниципалитетам гораздо выгоднее выпускать собственные ценные бумаги, нежели брать кредиты в коммерческих банках с высокими коммерческими ставками по их возврату.
Виды муниципальных ценных бумаг, их положительные и отрицательные стороны
Чаще всего муниципальные ценные бумаги представляют собой, так называемые, муниципальные облигации, которые можно разделить по трём основным критериям. Первую группу составляют облигации, выпущенные с общим обязательством о погашении задолженности, то есть не предусматривающие обеспечения неким имуществом. Местные органы власти просто дают обещание, что в установленные сроки зафиксированная сумма будет возвращена владельцу облигации, в данном случае гарантирующим механизмом является принадлежащее муниципалитетам право взимать в свою пользу местные налоги. Во второй группе находятся облигации, выпускаемые для изыскания средств на определённые целевые проекты, выплаты по этим ценным бумагам либо обеспечиваются платёжеспособностью органов управления либо доходами от завершения проекта, если проект предполагает извлечение коммерческой прибыли (например, платная автомобильная дорога). Третья группа – это облигации с общим обязательством с ограниченным покрытием по налоговой способности. Отличия данных облигаций от облигаций первой группы состоит в том, что здесь гарантия выплаты обеспечивается не обще-теоретической способностью муниципалитета взимать местные налоги, а вполне конкретным видом тех или иных налогов и сборов (например, какие-либо таможенные сборы).
Также муниципальные ценные бумаги различают по ряду других критериев:
- процентные и беспроцентные облигации;
- целевые или специальные займы;
- социальные займы, осуществляемые для повышения уровня социального благосостояния и защищённости населения;
- облигации с премией и по номиналу;
- купонные и бескупонные облигации.
Разумеется, муниципальные ценные бумаги, как и любые другие ценные бумаги, имеют ряд преимуществ и ряд недостатков.
Достоинства:
- муниципальные ценные бумаги обладают высокой степенью надёжности;
- предусматривают безналичные варианты погашения (например, с помощью земли или недвижимости);
- муниципальные ценные бумаги обладают рядом налоговых льгот.
К числу недостатков муниципальных ценных бумаг относятся такие факторы, как:
- отсутствие в законодательстве до сих пор чётко прописанных механизмов ответственности муниципальных властей по выпущенным ими ценным бумагам;
- меньшая степень надёжности, нежели в случае с государственными ценными бумагами – по той простой причине, что в случае форс-мажора федеральное правительство имеет возможность включить печатный станок и худо-бедно расплатиться по долгам, а местные власти нет.
Александр Бабицкий