В свое время печатать монету - то есть изготавливать валюту - мог каждый более-менее приличный землевладелец. Поставит он режуще-рубящий станок у себя в замке, серебра-золота притащит, немного меди, пару-тройку сильных слуг и … Знакомьтесь, монетный двор во всей его красе. Разве только рабам и вассалам осталось сообщить новость - отныне у нас в хозяйстве имеет хождение новый талер, будьте добры пользоваться, а мне приносить налог.
Со временем землевладельцы покрупнее стали нести свою валюту - пардон, распространять власть - на территории соседей, разорять их собственные монетные дворы и объявлять свой режуще-рубящий станок центром эмиссии… Не потому, к слову, что власти жаждал (хотя и это было немаловажным фактором), а потому, что деньги удобнее в одном месте контролировать. Потом появились крупные государства, еще позже - многочисленные банки и бумажные деньги, но необходимость все это централизовать и контролировать не пропала. Возникновение центральных банков исторически связано именно с централизацией эмиссии банкнот у самых больших и надежных коммерческих банков, которые с большей долей вероятности могли гарантировать кредитные обязательства по выпускаемым бумагам. Эти банки - чаще всего акционерные - постепенно получали все больше и больше новых, расширенных полномочий, а государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу. Есть информация, что самым первым центральным банком в мире был «РиксБанк» (Швеция, 1668 год основания), он образовался в 1668 году, однако обстоятельства его организации теперь мало известны.
В конце XIX - начале XX вв. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном центральном эмиссионном банке. Так, Банк Франции стал единым эмиссионным центром в 1848 году, Рейхсбанк и Банк Испании в 1874, Федеральная резервная система США - в 1913 году.
ЦБ может называться по-разному, это мало меняет его суть. Он может именоваться народным - Народный банк Китая, государственным - Государственный банк Вьетнама, эмиссионным или резервным - Федеральная резервная система США, национальным - Национальный Банк Украины, федеральным - Немецкий федеральный банк. Может быть просто Банком Англии - главное, в названии подчеркивается особое место этого учреждения в жизни страны.
Центральный банк не всегда является стопроцентно государственным банком. Например, в США, Италии, Швейцарии государство не владеет ЦБ вообще, а в Бельгии государственными являются 50% ЦБ, в Японии - 55%.
Таким образом, Центральный банк - банк-посредник между государством и реальной экономикой через остальные банки, фактически - орган регулирования, сочетающий черты банка и государственного ведомства. У ЦБ есть свои важные функции, которые были сформированы исторически и инструменты, которые должны быть закреплены за ним в законодательном порядке.
По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль «банка банков», т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве «кредитора последней инстанции», организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчётные палаты.
Центральные банки разных стран выполняют примерно одинаковые функции, которые условно можно объединить в следующие группы:
1) организация, проведение и регулирование денежного обращения;
2) обслуживание счетов правительства;
3) банковское обслуживание коммерческих банков;
4) надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков;
5) валютное регулирование и валютный контроль.
Если рассматривать ЦБ с бухгалтерской стороны, то к его активам можно отнести золотовалютные резервы страны, кредиты, выданные ЦБ правительству и коммерческим банкам, государственные облигации. К пассивам - депозиты коммерческих банков в ЦБ (обязательные резервы и дополнительные депозиты); наличные деньги, которые ЦБ выпустил в обращение; счета казначейства, которые обслуживает ЦБ, капитал ЦБ.
Центральный банк - важнейшая часть государственной машины, его состояние сигнализирует о здоровье экономики, а функционирование должно происходить скоординировано с другими государственными институтами.