Инвестиционные банки играют весьма значительную роль в современной международной экономической жизни. Именно поэтому эти банковские учреждения имеют важное значение при рассмотрении вопросов о причинах нынешнего мирового кризиса и о влиянии его на банковскую систему. Активная вовлечённость инвестиционных банков в глобальные экономические процессы обусловлена тем, что эти финансовые институты играют роль связующего звена между компаниями самого различного масштаба и разнообразных сфер деятельности, выпускающих акции, и другими участниками фондового рынка, на котором эти ценные бумаги обращаются.
При этом банки не всегда способствуют прямому сотрудничеству «производителей» и потенциальных покупателей ценных бумаг: в большинстве случаев банки сами скупают акции той или иной компании, затем объединяются между собой в синдикат, целью которого является продажа бумаг инвесторам, которыми могут быть как частные лица, так и фирмы. Так же инвестиционные банки выполняют ряд других услуг при сделках с ценными бумагами, например, выступают в качестве финансовых гарантов различных соглашений.
Первые тревожные сигналы для инвестиционных банков стали заметны примерно за год до начала мирового кризиса, в конце лета 2007 года. Уже тогда стало очевидно, что ипотечная система США находится на пороге если не краха, то весьма серьёзных потрясений. В связи с этим ожидались проблемы для американских инвестиционных банков, в большой степени связанных с ипотечными кредитами и с рынком недвижимости. Однако в тот момент самого страшного не случилось: благодаря отсрочке серьёзных проблем в ипотечной сфере и за счёт высокой степени диверсификации банковского бизнеса. Но уже тогда многие эксперты отмечали, что банки не получают больших прибылей в этой сфере, что вынудит их в будущем ужесточать условия выдачи кредитов для сохранения контроля за уровнем ликвидности.
При этом в наши дни, в середине 2009-го, американское правительство, которому обязательно нужно найти крайнего, объявили одними из виновников кризиса именно инвестиционные банки. Так заявляется, что Анджело Мозило, бывший в 2007 году генеральным директором одного из крупнейших инвестиционных банков Америки, Countrywide Financial, и ряд его коллег ещё за год до кризиса лета 2008-го были осведомлены о пограничном состоянии национальной кредитной и ипотечной системы. В обвинениях указывается, что банкиры скрывали от клиентов и правительства растущие риски дефолтов, снижение стандартов оценки платёжеспособности инвесторов и в общем не освещали проблемы своих банков.
Во многом эта оценка деятельности инвестиционных банков США оправдана. Легкомысленность банкиров при оценке рисков как для себя, так и для своих клиентов привела к тому, что в условиях лавинообразного кризиса системы ипотечного кредитования инвестиционные банки попросту не успели среагировать и в результате это привело к многочисленным банкротствам и банков, и связанных с ними инвесторов. В результате некоторые американские инвестиционные банки были выкуплены по низким ценам их более стабильными европейскими и азиатскими конкурентами, другие перестали быть инвестиционными структурами и зарегистрировались в качестве коммерческих образований (чтобы избежать поглощения и обеспечить дополнительные источники финансирования за счёт корпоративных и частных депозитов).
Европейские инвестиционные банки хоть и пострадали не так значительно, как заокеанские, однако потерпели существенные убытки. К концу 2008 года крупнейшие инвест-банки Старого Света (Deutsche Bank, Credit Agricole, Barclays, Credit Suisse, BNP Paribas) были вынуждены «списать» 14 миллиардов евро только за последний квартал, а всего за прошлый год банки недосчитались около 90 миллиардов евро. Что же касается их американских собратьев по несчастью, то по оценкам на июнь 2009 года инвестиционные банки возглавляют списки крупнейших банкротов США наряду с автоконцернами: в «почётной» десятке находятся финансовые учреждения Lehman Brothers, Washington Mutual, Conesco и Thornburg Mortgage, причём Lehman Brothers находятся на первом месте (под его управлением были активы, оцениваемые в почти 700 миллиардов долларов). Оценивать дальнейшие перспективы инвестиционных банков, равно как и давать общие прогнозы по развитию мировой экономической ситуации, никто не берётся, однако очевидно, что в ближайшее время они будут далеки от позитивных.
Александр Бабицкий