Борьба бизнеса против кризиса часто заканчивается поражением бизнеса, особенно в тех случаях, когда кризисными явлениями охвачены многие области человеческой деятельности. Во время глобального финансово-экономического кризиса выжить сложнее всего. Основной проблемой для многих предприятий-производителей становится падающая покупательная способность населения. Увеличивающееся количество безработных или тех, кто работает за мизерную зарплату (лишь бы хоть что-то получать), это - уменьшающееся количество покупателей товаров.
Результатом являются не только возросшие складские расходы, но и «расползающийся» по производителям кризис: если не продан конечный продукт, то невозможно платить за сырье и т.д. - кризис распространяется по цепочке.
Очень показателен тот факт, что в США за 2008 год обанкротилось 25 банков, а также появились уникальные обзоры о состоянии дел на рынке недвижимости: отчеты о лучших местах покупки обанкротившихся домохозяйств. Замирающий российский рынок недвижимости также сигнализирует о резко снизившейся покупательной способности населения.
Для того, чтобы выжить в подобной ситуации и сохранить свой бизнес, нужно либо обладать весьма существенным финансовым запасом, который можно инвестировать в перспективные направления (к примеру, скупать недвижимость на пике падения цен), либо оперативно перестраиваться на производство или продажу тех товаров, которые будут востребованы даже во время глобального кризиса.
Определить, что является продаваемым товаром в кризисные времена, не так и просто. Традиционные объекты инвестиций могут оказаться не представляющими интереса - вследствие высокой стоимости даже при кризисном падении цен. Отличной иллюстрацией является рынок недвижимости: несмотря на падение цен и острую нехватку жилья, недвижимость покупается очень вяло, количество сделок по недвижимости упало до такой степени, что риэлторы с полным правом говорят об умирающем рынке. И это при том, что недвижимость всегда считалась отличным объектом для инвестиций, но во время кризиса количество спекулятивных сделок приблизилось к нулю.
Зато возрос спрос на золото - как на объект инвестиций. Причем речь идет не только о золоте, предлагаемом банками (мерные слитки), но и о золоте в изделиях - монеты, ювелирные украшения и т.д. Из драгоценных камней наибольший интерес для инвестиционных вложений представляют бриллианты - не зря ведь алмаз считается королем камней.
Но это не слишком помогает выживанию бизнеса как такового, разве что способствует сохранению накоплений как компаний, так и частных лиц.
Бизнес выживает, если оперирует тем, что называется товарами народного потребления. В докризисные времена хорошим спросом пользовалась различная бытовая техника и электроника. Теперь же спрос на эту группу товаров упал: брать кредиты для приобретения новой модели телевизора не каждый хочет (особенно, если нет твердых гарантий на завтрашний день), а вкладывать деньги в подобные товары - так ведь эти деньги нужно еще иметь, а зарплаты понемногу падают. То же происходит и с автомобилями. К тому же, автомобиль не может являться объектом инвестиции. Ведь буквально сразу же после продажи новый автомобиль теряет в цене 5%, и падение продолжается в течение всего времени эксплуатации. Прошли те времена, когда автомобиль можно было продать через пять лет за ту же сумму, которая была заплачена при покупке.
Зато вечным спросом пользуются продукты питания. Причем, не элитного диапазона, а самые обычные, нужные не для приготовления блюд высокой кухни, а просто для питания. Предприятия, связанные тем или иным образом с продуктами питания, имеют наивысшие шансы пережить кризис.
Производители детской одежды и обуви также не будут обижены во время кризиса. Дети растут, одежда им требуется постоянно, и даже в плохие времена ее приходится покупать. Только смещается спрос от дорогих вещей к более низкому ценовому диапазону.
Недорогая женская одежда и обувь тоже продолжает пользоваться спросом. Единственное требование - модели должны быть современными при как можно более низкой цене.
Обычно кризисы благополучно переживают те предприятия, которые связаны с различными товарами «расходной» группы. Кроме продуктов питания, обуви и одежды в эту группу входят, например, автомобильные запчасти - когда приобретение нового автомобиля становится проблематичным, еще большую актуальность приобретает поддержание «на ходу» старого. При этом следует учитывать, что если автозапчасти и необходимые сервисные элементы (например, тосол, масло и т.д.) начинают пользоваться повышенным спросом, то спрос на дополнительный сервис (к примеру, дорогая автокосметика) падает - до лучших времен.
Как ни странно, во время кризиса возрастает спрос на товары элитного сегмента. То есть, спрос распределяется по противоположным концам ценовой шкалы: товары низкой стоимости и товары luxury. Правда, не весь элитный сегмент можно назвать востребованным. Наибольшим спросом пользуются те товары, которые можно рассматривать как инвестиционные. Например, антикварные изделия, коллекционные автомобили и т.д. Картина Ван Гога - это не только престиж, но и надежное вложение капитала, а вот последнюю модель Mercedes-Benz никак нельзя признать удачным способом инвестиций: если Ван Гог только дорожает, что новенький автомобиль, пусть даже и элит-класса, только дешевеет.
Во время кризиса расцветает и «бизнес советов». К примеру, человек, отказывающийся по финансовым соображениям от приобретения нового детектива, с удовольствием платит деньги за книгу «Как выжить во время кризиса».
Особое значение в кризисные времена придается новым технологиям. Тот, кто разработает технологию, при внедрении которой себестоимость тех же Mercedes-Benz будет снижена вдвое, станет очень богатым человеком - несмотря на общий упадок экономики.
Основное требование к бизнесу для выживания в сложной финансово-экономической обстановке - гибкость, возможность оперативно перестраиваться, переходить на новые технологии и системы. Выживут те, кто проявит наибольшую гибкость и волю к выживанию.
София ВАРГАН