Как это ни удивительно, но и в кризисные времена французские замки продолжают пользоваться спросом - как выгодные объекты инвестиций. Правда, для того, чтобы купить замок, нужно постараться. И дело даже не всегда в стоимости недвижимости, а в ряде ограничений, которые сопровождают подобное приобретение. Например, можно за относительно небольшую сумму (около 300 тыс. евро) приобрести полуразрушенный замок с целью отреставрировать его, обновить и устроить в нем роскошную гостиницу. Однако, если это строение оказалось памятником архитектуры, то новый владелец быстро выяснит, что ни о какой гостинице не может быть и речи.
Более того, замок можно только реставрировать, то есть - вернуть ему первоначальный облик, но никак не сделать из него современное строение с ультра-дизайном. Но даже если заниматься только реставрацией, то все работы должны быть согласованы с Министерством культуры (Service régional du patrimoine et monuments historiques), а также проводиться только специально аттестованными строительными фирмами. Естественно, все это увеличивает стоимость работ, а уж о времени, потраченном на пробивание сквозь бюрократические рогатки, и говорить не приходится.
Следует знать, что даже при очень низкой стоимости замка, являющегося памятником архитектуры, его реставрация обойдется в очень и очень существенные деньги, многократно превышающие первоначальную стоимость строения.
Но даже если замок не внесен в список памятников архитектуры, остается вопрос с ограничениями, которые мог наложить местный муниципалитет, управляющий землями, на которых расположено строение. Например, может быть такое: местная власть обяжет, чтобы крыша была исключительно из натуральной черепицы, и даже желание владельца покрыть крышу дорогостоящей и практически вечной медной черепицей ничего не сможет изменить. А то и обяжут соблюдать определенную этажность.
Кроме того, парк и территории, прилегающие к замку, являются природным пространством, а оно охраняется государством. Для владельца замка подобное означает, что ни о какой перепланировке парка речи быть не может. Нельзя ни срубить деревья, которые закрывают лучший вид во вселенной, ни построить Каприз на пригорке. Можно только устроить теннисный корт и бассейн, и это - максимум из разрешенного.
Поэтому если целью является замок для превращения его в современное жилье, или для перестройки под отельный комплекс и т.д., то следует заранее учитывать возможные ограничения. И выставлять риэлтору соответствующие требования.
Кстати сказать, специалистов по исторической недвижимости во Франции очень мало, можно пересчитать по пальцам одной руки - их всего четверо или пятеро. Вся территория государства поделена ими на сектора, так, что в определенном секторе работает только один специалист, и только с его помощью можно приобрести замок, находящийся на этой территории.
Комиссионный сбор при покупке такой недвижимости будет велик - от 5% и выше, но за свои деньги покупатель получает полную гарантию отсутствия скрытых дефектов (к примеру, осевший фундамент, повреждения несущей структуры) - агентства проводят полную юридическую и строительную экспертизу. Случается, что, желая сэкономить, обращаются напрямую к владельцу замка. Но при этом нет гарантии, что не возникнут довольно дорогостоящие сложности - например в том случае, если замок выставлен на продажу до того, как нынешний владелец решил проблемы о разделе наследства (часто замки выставляются на продажу именно после наследования - при невозможности уплатить пошлину за наследство и содержать замок).
Цены на замки Франции могут быть совершенно различными. Полуразрушенное строение, окутанное романтической дымкой средних веков в Оверни, Лимузэне, Кантале или Лозере можно приобрести за 200-300 тыс. евро. За небольшой замок в хорошем состоянии с прилегающим парком около гектара неподалеку от Парижа, в окрестностях Лазурного Берега, в Нормандии или в долине Луары придется заплатить минимум 2-3 млн. евро. Исторический замок может обойтись в совершенно астрономическую сумму, но таких на продажу исчезающее мало.
На стоимость замка влияет местоположение, состояние строения, сохранность подлинного архитектурного убранства (причем это относится не только к самому замку, но и к прилегающему к нему парку). Если у замка имеется славное историческое прошлое, то это поднимает его стоимость минимум на 10%. Примерно в ту же сумму обходится наличие замковых привидений, особенно если к ним прилагается красивая легенда.
Исходя из количества жилых помещений, числа жилых квадратных метров и общей площади замка, такие строения не оцениваются. Это все равно что оценивать картину Леонардо да Винчи исходя из размеров полотна, как обои.
София ВАРГАН