Биография князя Игоря Рюриковича – это пособие для государственных деятелей, особенно в части, которая касается налоговой политики государства. Летописи во всех подробностях рассказывают, что происходит, когда государство облагает своих граждан, предприятия и организации непосильными и несправедливыми налогами.
Князь Игорь (ок. 878-945 гг.) – первый русский князь, о котором упоминают и византийские, и западноевропейские источники. Прославился князь Игорь благодаря сразу нескольким факторам: женитьба на Ольге, мир с печенегами (правда, недолгий – мир продлился всего лишь пять лет), поход на Царьград и обстоятельства смерти.
Правильно говорят восточные мудрецы: от рождения человек начинает свой путь к смерти. Весь жизненный путь князя Игоря вел к тому, чтобы его дни закончились довольно печальным образом – зато прославившим его имя в веках.
Игорь, став правителем Киевской Руси в 913 году, больше был обеспокоен не благополучием собственного княжества, а благополучием собственной казны. Население княжества было для князя Игоря всего лишь источником доходов. А ведь князь обязан был заботиться о своих подданных, более того, он должен был ставить их интересы превыше собственных – именно за это его одаряли и роскошными палатами, и драгоценными кольцами, и чеканным оружием, и расшитой одеждой, и всем прочим, что князю полагается. Игорь, увы, меры не знал. Точнее, он не знал меры в том, что полагается ему, зато точно знал, что притязания населения княжества должны иметь меру, границу, предел. Подобная дисгармония может быть воспринята в наши дни, когда народы по большей части привыкли к тому, что правящая элита более заинтересована в извлечении доходов от своей должности. Но в древности люди верили в благородство правителей, и поэтому княжеское небрежение не только не могло остаться незамеченным, но и не могло не вызвать неодобрения.
В 914 году – всего лишь через год после того, как принял бразды правления от Олега, князь Игорь начал воевать с древлянами. Целью войсковой операции было повышение дани по сравнению с тем, какую дань древляне платили во времена Олега. То есть, князь Игорь провел войсковую операцию с целью повышения налогов.
Вот тут-то и начинаешь ценить современную цивилизацию. Теперь о повышении налогов население узнает вовсе не из сообщения, переданного дружинником вместе с копьем, которое означает скорое нападение князя, а – из газет. И заканчивается все дело отнюдь не войной правительства с народом, а обычным «кухонным» ворчанием, а затем изобретением различных ускользающих маневров, которые позволили бы не платить не то что повышенные налоги, но и вообще – никакие налоги.
В древности народ был простой, уверток не признавал, если нужно было платить – платил, сколько спрашивали. Если не нравилось, сколько спрашивали – бунтовал, воевал со своим князем. Искусство тонкой политики, привитое человеческой цивилизации Николо Макиавелли, было незнакомо. А так как лобовая атака – не самая лучшая методика, то все обычно заканчивалось тем, что князь подминал под себя бунтующий народ и получал-таки требуемую дань. Уже через некоторое время новые налоги становились привычными (кстати, эта тенденция сохранилась и до настоящего момента), и воспринимались как само собой разумеющееся.
Налоги, установленные Игорем в 914 году, продержались аж до 945 года. Но в 945 году взбунтовался уже не народ, взбунтовалась дружина князя. А бунт войска – дело серьезное, этого опасались все правители всех времен и народов. Народный бунт можно подавить с помощью войсковой операции, но как быть, если бунтуют те, кто обладает оружием, да еще и умеет им пользоваться? 1917 год наглядно продемонстрировал, к чему приводят бунты, подкрепленные оружием и грамотным им владением. Дружину нужно было удовлетворить. «Сбегать» за добычей в Византию было невозможно – в 944 году был заключен военно-торговый договор с Византией. Оставались свои, родненькие. Принцип «бей своих, чтобы чужие боялись» существовал на русской земле издавна.
Игорь отправился к древлянам. Древляне были выбраны отнюдь не просто так: в неудачном походе на Византию в 941 году (большая часть флота Игоря была уничтожена греческим огнем), древлян в войске не было.
Явившись с дружиной к древлянам, князь не просто увеличил размер дани, но и позволил дружине при сборе дани творить насилие над жителями. Конечно, это не могло способствовать популярности Игоря у древлян.
Собрав дань, князь Игорь сделал удивительную глупость. Видимо, древляне, которые безропотно снесли и насилие, и несправедливое и несоразмерное налогообложение, представились князю совершенно безответными и безопасными. Игорь отпустил дружину, а сам с небольшим числом охраны вернулся к древлянам и потребовал еще дани.
Вот тут терпение древлян лопнуло. Согласно легенде, князя Игоря привязали меж стволов двух молодых деревьев, предварительно их согнув, а потом отпустили стволы. Конечно же, то, что получилось в результате, не смогли бы собрать и с помощью современных хирургических методов.
Вот она – реальная опасность налоговой политики. Князь Игорь всей своей жизнью и смертью доказывал (и доказал) тезис о том, что давить – можно, а вот пережимать – нельзя. Мышь, загнанная в угол, может покалечить кошку.
София ВАРГАН