Бывает так, что человек происходит из аристократической фамилии, но при этом ни в своих делах, ни в поступках, ни в образе жизни ничем не проявляет настоящего аристократизма. Случается и по другому, когда человек, среди предков которых никого голубых кровей днём с огнём и с фонарём не сыщешь, а между тем всей своей жизнью доказывает право называться аристократом по своему духу. И иногда происходят счастливые совпадения, когда люди, способные похвастаться родством с виднейшими и древнейшими дворянскими родами, оказываются ещё и настоящими аристократами в душе, которые ко всем, и к миллиардерам и к дворникам, относятся одинаково ровно и благожелательно, готовы оказать помощь нуждающимся и сами показать пример достойного поведения. Миру очень повезло, что одну из таких уникальных людей, непревзойдённую Одри Хепберн, смогли благодаря кино увидеть миллионы и миллионы зрителей.
Одри Кэтлин Растон родилась 4 мая 1929 года в Брюсселе. Её родителями были баронесса Элла Ван Хеемстра, в чьих жилах текла кровь голландских, французских и английских аристократических родов, и Джон Растон, британский джентльмен, которого одни источники именуют банкиром, другие авантюристом. Спустя несколько лет после рождения дочери Джон Растон изменил свою фамилию на Растон-Хепберн, поэтому Одри вошла в историю именно под этой фамилией. Родители довольно быстро расстались, и с шестилетнего возраста девочка жила с матерью в Голландии. Именно здесь их и застала Вторая Мировая война, в ходе которой Нидерланды оказались захваченными гитлеровцами.
Те несколько лет, которые пришлось провести в оккупации, были одновременно и страшными, и счастливыми. Страшными – потому что над Одри и её семьёй постоянна висела угроза репрессий, многие родственники её матери были репрессированы за сотрудничество с Сопротивлением, к тому же последние полтора года были голодными и холодными. А счастливыми по той простой причине, что это были детские и подростковые годы для Одри, а эти годы человеком воспринимаются как самые дорогие в жизни, сколь трудными бы они не были. Из этих нелёгких испытаний Одри вынесла ценнейший жизненный урок, который оказал огромное влияние на её характер, который не смогли изменить в худшую сторону ни слава кинозвезды, ни солидные деньги. Одри Хепберн навсегда запомнила, что значит недоедать и недосыпать, что значит страдать от болезней (на фоне недоедания и холодов девочка серьёзно болела, и проблемы с обменом веществ впоследствии преследовали Одри до конца дней). Поэтому вряд ли мы найдём другую знаменитость, которая с такой же искренностью и участием уделяла огромное количество времени и собственных средств на конкретную помощь нуждающимся. Да и к материальным ценностям, к предметам роскоши у Хепберн всегда было весьма трезвое отношение – слишком уж серьёзной была прививка от преклонения перед материальными благами, полученная ею в юные годы.
Да и в актрисы Одри подалась из-за банальной материальной нужды, а вовсе не из-за тщеславного желания прославиться, которое движет большинством актёров и немалым количеством звёзд. После войны Одри и её мать оказались в бедственном положении, всё их материальное аристократическое благополучие улетучилось во время войны, так что в 1948 году Одри дебютировала в голландском учебном кинофильме, в котором преподавались азы голландского языка заинтересованным иностранцам, а затем вплоть до 1953 года снялась в нескольких английских картинах. 1953 год стал для Хепберн переломным и триумфальным – он сыграла главную роль в легендарной романтической комедии «Римские каникулы», которая сделала её одним из символов Голливуда и принесла премию «Оскар» за лучшую женскую роль (единственную, кстати – в дальнейшем актриса ограничивалась лишь номинациями). А затем была долгая, пусть и со значительными перерывами, и блестящая кинокарьера в Голливуде, в результате которой Одри Хепберн была признана третьей по значению актрисой в истории кино (после однофамилицы).
Несмотря на то, что актриса начала свою карьеру, по сути, только из-за денег, приобретя известность, Хепберн не ставила гонорары во главу угла в своей работе. Между тем, в 1950-х – 1960-х годах она была одной из наиболее высокооплачиваемых звёзд Голливуда. Это только за свои первые в американской киноиндустрии фильмы она получала средние деньги – 12500 долларов за «Римские каникулы» и 15 тысяч долларов за «Сабрину». Но с середины 1950-х, когда благодаря в первую очередь Мэрилин Монро в Голливуде произошла настоящая революция, коснувшаяся размеров зарплат ведущих актёров и актрис, Одри Хепберн стала получать совсем другие деньги. За роль Наташи Ростовой в экранизации романа Толстого «Война и мир» (1956) она получила 350 тысяч долларов. Картина «История монахини» (1959) принесла ей 250 тысяч и плюс 10 процентов от кассовых сборов фильма. Легендарная лента «Завтрак у Тиффани» (1961) запомнилась не только оригинальным сценарием Капоте, не только волшебным исполнением Одри песни «Moon River», но и гонораром актрисы, составившим 750 тысяч долларов. 1964 год ознаменовался для Хепберн преодолением гроссмейстерского рубежа в 1 миллион долларов за фильм – это были 1 миллион 100 тысяч долларов за ленту «Моя прекрасная леди». В дальнейшем подавляющее большинство фильмов с участием Одри Хепберн приносили ей как минимум 750 тысяч долларов, а зачастую и больше миллиона с процентами от сборов в придачу.
Впрочем, весьма значительную часть своих заработков Одри отдавала на благотворительность. Причём это была не формальная благотворительность многих нынешних звёзд, которые ради имиджа отчисляют какие-то деньги в многочисленные благотворительные фонды с не всегда понятными целями. Это была настоящая деятельная благотворительность, в ходе которой Одри совершала частые и долгие поездки в те части света, где была нужна помощь, и сама её оказывала, на месте, а потом ещё и материально. Даже последние месяцы жизни она провела в благотворительных поездках по Африке. Именно здесь она почувствовала сильную боль в животе, которая по возвращению и после медицинского обследования оказалась неоперабельным раком. Одри Хепберн, аристократка по рождению и по духу, выдающаяся актриса и великая женщина, скончалась 20 января 1993 года.
Александр Бабицкий