Когда произносится имя Мэрилин Монро, то большинство людей (уж мужчин однозначно) первым делом вспоминают не о том, что эта женщина, ушедшая из жизни всего-то 36 лет от роду при таинственных и трагических обстоятельствах, была популярной актрисой. Кстати, по отзывам многих серьёзных актёров и критиков, гораздо более одарённой актрисой, чем принято думать. Большинство вспоминают о том, какое огромное влияние эта крашеная платиновая блондинка с совсем неидеальной по нынешним меркам фигурой оказала на весь мир. Мэрилин Монро стала первым настоящим секс-символом, первым общедоступным, благодаря кино, образцом для подражания и объектом вожделения. Собственно, история шоу-бизнеса имеет чёткий водораздел – «до» и «после» Мэрилин Монро.
Девочка по имени Норма Джин, которая сначала, в течение нескольких дней носила фамилию Мортенсен, затем, после крещения, и вплоть до двадцатилетнего возраста носившая фамилию Бейкер, принадлежавшую её матери, родилась в Лос-Анджелесе 1 июня 1926 года. Созрела девочка, росшая по приёмным семьям, довольно быстро, поэтому вышла замуж и бросила школу (именно в такой последовательности) уже в 16 лет. Затем был год семейной жизни, не слишком обеспеченной и обустроенной, зато весёлой и нескучной. Правда, когда в 1943 году супруг отправился работать в торговый флот, Норме Джин ничего не оставалось как осваивать пролетарские профессии и идти работать на авиационный завод. Впрочем, такую красоту, которой уже расцветала будущий объект грёз доброй части мужского населения Земли, трудно было скрыть даже в заводских цехах. Так что, когда в 1944 году она начала свою карьеру фотомодели, это было вполне естественно для очаровательной и не имеющей серьёзного образования девушки. Конечно, 5 долларов в час, которые ей платили за участие в фотосессиях, были далеко не сказочным богатством, но нужно же было с чего-то начинать.
Естественно, начиналось всё отнюдь не феерично – почти два года Норме Джин пришлось обивать пороги голливудских киностудий, чтобы обратить на себя внимание режиссёров и продюсеров и получить хотя бы эпизодическую роль в каком-нибудь фильме. До поры до времени приходилось зарабатывать себе на жизнь работой в качестве модели, но вот в августе 1946 года ей предложили работу статистки на киностудии «XX Century Fox». Правда, условием заключения контракта ей поставили смену имени и фамилии – Норма Джин Бейкер продюсерам как-то не приглянулась. Поэтому девушка стала Мэрилин Монро, взяв фамилию своей бабушки, и подписала соответствующий документ (бумага, в соответствии с которой Норма Джин меняла своё сценическое имя на Мэрилин Монро, сохранилась до наших дней и была недавно продана на аукционе). Первая её роль пришлась на картину «Ужасная мисс Пилгрим», вышедшую в 1947 году, и которая состояла в появлении на экране в течение нескольких секунд в образе девушки-телефонистки. Первым серьёзным успехом для Монро стал фильм «Хористки», в котором у её героини уже были более или менее содержательные реплики и даже вокальная партия. Именно после этого продюсеры обратили внимание на эту красотку и в следующем своём проекте, снятом уже после заключения нового контракта, «Асфальтовые джунгли», Мэрилин уже предстала в главной роли. А затем была стремительная карьера, благодаря которой всего за пару-тройку лет Мэрилин Монро стала кумиром Америки, а затем стала легендой глобального, едва ли не вселенского по тем временам масштаба. В её судьбе действительно было нечто космическое: уж очень яркой и непродолжительной была её карьера и жизнь, оборвавшаяся 5 августа 1962 года то ли в результате несчастного случая, то ли вследствие самоубийства, то ли по причине убийства.
Между тем, признавая влияние Монро на кино, на шоу-бизнес, на средства массовой информации, на то, что ныне именуется гламуром, совершенно незаслуженно забыта её огромная роль в том, что касается размеров и условий оплаты актёрского труда. Мало кто сейчас уже помнит, что до Мэрилин голливудские актёры были, по большому счёту, высокооплачиваемыми рабами на галерах. Во-первых, их гонорары тогда ещё не поражали своими размерами воображение современников, во-вторых, повсюду царствовала понедельная оплата труда. Таким образом, общий заработок актёр получал не за проект как таковой, а за то время, что он проводил на съёмочной площадке. Так начинала и долгое время снималась и сама Мэрилин Монро. За эпизодические роли в комедии 1948 года «Скудда-у! Скудда-эй!» она зарабатывала 75 долларов в неделю. За первую в своей жизни главную роль в «Асфальтовых джунглях» она в общей сложности заработала 1050 долларов. Легендарный фильм «Джентльмены предпочитают блондинок» (1952), сделавший Мэрилин настоящий звездой, приносил ей по 1250 долларов в неделю. И только лишь другой киношедевр, «В джазе только девушки», смог изменить старую практику – начиная с этого фильма Мэрилин Монро, а затем и другие кинозвёзды, стала заключать контракты не понедельно, а за конкретный проект, сколько бы времени не занимали его съёмки. К тому же и гонорар составил 200 тысяч долларов. В дальнейшем Монро зарабатывала хорошие деньги, не менее 100 тысяч долларов за фильм, а некоторые зарплаты составляли и по 250 тысяч. Тем не менее, лидером по заработкам она не была – первой актрисой, получившей 1 миллион за роль, стала Элизабет Тэйлор за «Клеопатру».
Да и вообще, состояние, которое Мэрилин успела сколотить за свою недолгую жизнь, составило всего 1,6 миллиона долларов – неплохие деньги по тем временам, но для кинозвёзд вовсе не впечатляющие. Так как близких родственников у актрисы не было, согласно её завещанию 1,2 миллиона долларов досталось её преподавателю по актёрскому мастерству, знаменитому Ли Страсбергу, оставшиеся 400 тысяч отошли к её адвокату. Нужно отметить, что Ли Страсберг и его наследники сумели извлечь из полученного от актрисы имущества хорошую прибыль. К началу XXI века они с помощью аукционов, на которых продавались личные вещи легендарной актрисы и женщины, заработали около 30 миллионов долларов. Какие бы гонорары получала Мэрилин, проживи она дольше, можно только гадать.
Александр Бабицкий