Ах, какое милое дело кредит! Взял нужную сумму в банке, приобрел, все, чего для счастья не хватало, и наслаждайся жизнью! Одно омрачает - деньги чужие и их надо отдавать. Некоторые граждане, не обремененные чувством совести, пытаются уйти от выполнения взятых на себя обязательств, и не погашают задолженность. По закону, банк имеет право подать в суд на злостного неплательщика, однако это долго и муторно, и для этого необходимо содержать целый штат работников, которые будут сначала обзванивать должников, потом собирать необходимые документы и обращаться в суд. Для финучреждений это слишком сложно и дорого, поэтому и были созданы особые организации, которые специализируются на возврате долгов – коллекторские агентства.
Коллекторские агентства появились тогда, когда начало развиваться кредитование и появились первые злостные неплательщики. Сотрудники агентства - коллекторы, занимаются «выбиванием» долгов всеми законными способами. Банки, чтобы не тратить время на поиски должника, передают его данные коллекторам, которые начинают активно действовать. Деятельность коллекторов ограничена рамками закона, это не бандиты «с большой дороги» и не рэкет, как многие думают. Чаще всего, коллекторские агентства оформлены как фирмы, оказывающие юридические услуги. В арсенале средств, помогающих вразумить неплательщика психологические методы воздействия (беседа, убеждение, предупреждение).
Коллекторские агентства могут действовать двумя путями: собирать документы и подавать на неплательщика в суд, второй способ - прессинг, психологическое давление, которое оказывают на должника.
Многие коллекторы отмечают то, что второй способ наиболее эффективен, чем первый. Судебное разбирательство, может длиться годами, и подразумевает массу трат на судебные издержки. Второй же способ, более быстрый и результативный.
Меры воздействия на должника, которые принимают коллекторы:
Начинается все с банального обзвона, должника увещевают по телефону, о том, что долг надо выплатить, иначе будут предприняты более жесткие меры. Многие люди после таких разговоров, сразу находят деньги и погашают кредит. Мягкий, но очень настойчивый голос в трубке, дает понять, что детский сад окончен, и свои обязательства надо выполнять. Если на заемщика уговоры по телефону не действуют, коллекторы звонят его родным, близким, на работу.
Следом за звонками, начинается письменная атака, на почтовый адрес должника приходят письма, все с теми же просьбами о возврате долга. Сначала письма приходят только нерадивому заемщику, затем и его родным и близким, и потом корреспонденция доставляется на место работы кредитополучателя.
Если не действуют дистанционные методы, то коллекторы назначают личную встречу должнику и непосредственно тет-а-тет сообщают о необходимости оплаты долга. Нередко в сотрудники коллекторских агентств набирают бывших сотрудников внутренних дел, военных, спортсменов, их внешний вид гипнотически действует на людей, и они возвращают долги.
Если на человека не действуют выше перечисленные методы воздействия, только тогда дело о неуплате долга могут передавать в суд.
Сегодня, в связи с многообразием различных кредитных программ, коллекторские агентства специализируются на выбивании определенных долгов. Одни взаимодействуют с юридическими лицами, другие с физическими. Одни выбивают исключительно банковские долги (кредиты, ссуды, займы), другие могут взыскать любые виды задолженности от оплаты алиментов, до оплаты услуг ЖКХ. Такое разделение связано с тем, что в агентстве вырабатывается четкая стратегия воздействия на должника, в зависимости от вида задолженности.
Однотипность долгов позволяет увеличить количество дел, находящихся в производстве, а, следовательно, и прибыль коллекторского агентства. Оценивают коллекторы свои услуги в немалую сумму, которая порой может доходить до половины долга заемщика. Работников агентства мало интересуют проблемы, в которые попал должник, они делают все, что надавить морально и выбить деньги.
Несмотря на то, что коллекторы используют только допустимые законом методы воздействия, общаться с ними не всегда приятно. Бояться коллекторов не стоит, если они посмеют переступить рамки закона, на них также можно подать в суд, и отстоять свои права. Чтобы избежать такого поворота событий, должнику необходимо постоянно взаимодействовать с банком. При возникновении денежных проблем, необходимо явится в финучреждение, и сообщить об этом. Финансовые работники всегда идут навстречу своим клиентам, помогут пересмотреть график погашения кредита, в индивидуальном порядке могут принять решение и пересмотреть срок погашения займа. Если заемщик ничего не утаивает от банковских работников, и до сих пор являлся добросовестным плательщиком, ему всегда пойдут на встречу и помогут выйти из положения. Коллекторским агентствам передаются дела только тех заемщиков, которые не выходят на связь с банком и не оплачивают долги.
Особенно актуализировалась деятельность коллекторских агентств в условиях нынешнего экономического кризиса, многие люди остались без работы и не могут погашать взятые кредиты в банках. Однако и финучреждения оказались в затруднительном положении и требуют возврата долгов, поэтому все чаще обращаются к коллекторам.
Марина Курочкина