Еще недавно прогнозы по платежеспособности России были довольно-таки радужными. Говорили о том, что внешние долги существенно уменьшились, что неизбежен экономический рост, что активная часть населения будет стремиться повысить свой уровень жизни до уровня развитых стран… Мировой финансово-экономический кризис снизил российские претензии на экономический рост и процветание. Если еще год назад кто-то питал надежды на то, что кризисные тенденции не затронут Россию, то сегодня приходится иметь дело с жестокими реалиями.
Еще в январе прошлого, 2008 года, публиковались бодрые сводки: «Россия никак не пострадает от кризиса в США», - утверждал Центр стратегических исследований «Росгосстраха». В июне 2008 года заместитель министра финансов РФ Дмитрий Панкин утверждал, что Россия не потеряет свои деньги из-за ипотечного кризиса США - и это при том, что вклады России только в американские ипотечные агентства Fannie Mae и Freddie Mac составили от $75 млрд. до $100 млрд. (цифры различаются в зависимости от источников). Максимум, что грозит - некоторое падение котировок акций агентств и переоценка активов, но «потери понесут… владельцы акций. Облигации, куда были вложены российские деньги, как до этого имели наивысший рейтинг «ААА», так его и имеют. Более того, никто не рассматривает возможности, что будет объявлен дефолт по облигациям… Так что нашим деньгам ничего не грозит», - уверял замминистра финансов.
Подобные прогнозы основывались в основном на растущей цене на нефть. Углеводородное сырье (нефть и нефтепродукты, газ, уголь), как известно, составляют основную статью российского экспорта (как в давние времена - пенька, лес, канифоль и т.д.). Бюджет России на 2009 год был основан на прогнозе цены Urals $95 за баррель, на 2010 год - $90, а на 2011 - $88. Однако, уже к 24 октября 2008 года российская нефть марки Urals упала нижет отметки $60 за баррель (это при том, что еще в июле 2008 года цена нефти превышала $140 за баррель), а в конце ноября цена снизилась до $50 за баррель.
Перед этим падением цен на нефть министр финансов России Алексей Кудрин говорил, что бюджет России может быть бездефицитным, если среднегодовая стоимость нефти будет выше $70 за баррель. Прогнозировалось, что в 2009 году среднегодовые цены на нефть окажутся на уровне $95 за баррель. Аналитики считали, что дефицитным бюджет может стать лишь при цене ниже $56-60 за баррель, но этот рубеж казался недостижимым.
Теперь же прогнозы куда более мрачны. По утверждению Андрея Клепача, заместителя министра экономического развития РФ, средняя цена на российскую нефть в 2009 году должна составить около $50 за баррель. Однако, существовал еще один сценарий, в соответствии с которым цена на нефть в 2009 году должна снизиться до $30 долларов за баррель, но этот сценарий был настолько пессимистичным, что даже не вносился официально в правительство.
Ситуация осложняется еще и тем, что в «докризисную эпоху» наблюдался значительный рост спекулятивного капитала, устремившегося в Россию из-за рубежа. Соотношение иностранных долгов отечественных банков и компаний к кредитам, выданных российскими банками экономике и физическим лицам, составило 8:10. Подобное соотношение и до инфицирования России мировым финансовым кризисом представляло угрозу, после же «заражения» ситуация стала приближаться к критической.
Интересно, что глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян считал, что для России кризис может иметь позитивные последствия. "Мы сейчас просыпаемся в понимании, что не надо жить только за счет внешних ресурсов. ЦБ и правительство признают, что нужно вернуть в оборот внутренние ресурсы", - говорил Г. Тосунян. По мнению Владимира Миловидова, главы ФСФР, финансовый кризис может привести к тому, что Россия из второстепенного финансового рынка и источника зарабатывания денег на исключительных операциях превратиться в полноценную ячейку финансового мира.
Тем не менее, несмотря на уверения в «кризисном благе» для России, сейчас кризисный сценарий развивается по совсем «неблагой» линии. Падение уровня жизни, резкое снижение доходов от экспорта, падение экспорта, перегрев экономики - все это может привести к тому, что упадет платежеспособность России. Фактически подобное развитие сценария было подтверждено еще год назад инвесторами, которые начали выводить средства из фондов, инвестирующих на развивающихся рынках.
София ВАРГАН