Информационные технологии все увереннее обосновываются в экономическом секторе. Продажи и покупки через интернет доступны каждому, кто имеет доступ к сетевым ресурсам. Традиционный бизнес оценил те преимущества, которые открывают перед ним схемы онлайн: отсутствие территориальных рамок и расширение рынка сбыта, возможность отказаться от содержания офисов и магазинов, проводить несколько десятков сделок одновременно, работать круглосуточно и существенно экономить на оплате труда наемных работников. Но мировой экономический кризис внес и в этот сегмент рынка свои коррективы.
Компания «РосБизнесКонсалтинг» провела ряд опросов среди интернет-пользователей из числа соотечественников и сделала выводы о том, что уровень продаж прямо связан с качеством сервиса и информационной поддержки покупателей. А финская компания Net Effect Systems отмечает, что лишь 2% от общего числа посетителей интернет-магазинов решаются сделать там какие-то приобретения. Основная масса потенциальных клиентов разочарована отсутствием необходимой информации о товаре.
Если принимать во внимание общемировые показатели, то в среднем эксперты отмечают динамичный рост объема продаж через интернет. Россия на этом фоне выглядит достаточно скромно. В области развития и использования современных интерактивных технологий она все еще отстает от США как минимум на пять лет.
Объекты и субъекты электронной коммерции
Объекты электронной коммерции – это все то, что можно продавать и покупать на виртуальных рынках: различные товары, услуги и информационные продукты. Среди субъектов основными участниками являются бизнес, государство и частные клиенты. В зависимости от направленности вектора взаимодействия между субъектами различают пять доминирующих систем электронной коммерции: B2B, B2G, B2C, C2C и G2B.
B2B (Business to Business) – система делового взаимодействия. И продавцами, и покупателями товаров и услуг выступают предприниматели. На западе аббревиатурой B2B часто обозначается вообще сфера обслуживания бизнеса, вплоть до снабжения его канцелярскими расходниками.
B2G (Business to Government) – электронно-коммерческое взаимодействие между бизнесом и государством, например, системы электронных закупок.
B2C (Buisness to Consumer), или, говоря по-русски: бизнес для потребителя, бизнес для частного клиента – прямые продажи товаров и услуг через интернет непосредственно конечному потребителю. Эта система в последние годы отличилась самой высокой динамикой развития. Примеры инструментов B2B: интернет-магазин, выставки-продажи он-лайн и прочее.
C2C (Consumer to Consumer) – форма электронной торговли по схеме «потребитель – потребителю». Покупателями и продавцами в этом случае являются частные лица, сделки между ними не носят характер предпринимательской деятельности, а миссия электронных ресурсов сводится к посредничеству. Пример: различные интернет-биржи и интернет-аукционы.
G2B (Government to Business) – здесь подразумевается комплекс аппаратных и программных средств, с помощью которых исполнительная власть может эффективно взаимодействовать с бизнесом. Сюда относятся в первую очередь веб-сайты органов власти и различных контролирующих органов.
НАУЭТ – Национальная Ассоциация участников электронной торговли
С сентября 2003 года в России за всеми процессами в секторе онлайн коммерции следит Национальная Ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ). В ее состав входят организации различных форм собственности, использующие при осуществлении коммерческой деятельности всемирную сеть интернет, - частные интернет-магазины и некоторые государственные структуры.
Среди своих целей и задач участники НАУЭТ особо подчеркивают необходимость сформировать в России благоприятную с экономической, социальной, технологической и политической точки зрения среду для развития электронной коммерции. НАУЭТ старается приложить руку к генерации новых проектов нормативно-правовых актов и доработке существующего законодательства, регулирующего данную сферу. В частности, не без ее участия в 2005 году был принят федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Президент НАУЭТ Александр Киселев в одном из интервью отмечал, что применение систем электронной торговли при осуществлении госзакупок позволило бы казне экономить от ста пятидесяти до двухсот миллиардов рублей ежегодно. Прозрачный режим торговых операций исключил бы возможность проведения сделок на основе коррупционных сговоров. Соответствующее требование даже было включено в пакет антикоррупционных законов, разработанных при Администрации Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева.
Тенденции развития рынка электронной коммерции в России
По оценкам экспертов, в 2009 году рынок электронной торговли в России вырос на 11-13%. В число его активных участников входит более шестнадцати тысяч интернет-магазинов. Темпы роста по сравнению со статистикой 2008 года не особо впечатляют: ведь тогда говорили о показателях в 45-48%. Получается, что динамика рынка упала более чем в пять раз. Но рост все-таки зафиксирован. В отдельных регионах даже имел место повышенный спрос на дорогую бытовую технику и компьютеры. В интернете покупатель может приобрести такой товар гораздо дешевле, чем в обычных магазинах: разница в цене достигает 10-20%.
Ведущие интернет-магазины отошли от прежней схемы наличных расчетов после доставки товара клиенту на дом и активно используют электронные платежи, расчеты с помощью банковских карт.
Вице-президент холдинга eHouse по развитию Андрей Хромов считает, что в ближайшие пять лет на российском рынке электронной коммерции ужесточится конкуренция, появятся «продвинутые» магазины, которые станут основными игроками. Согласно прогнозам от Хромова, через тридцать лет в России более 50% всех покупок компьютерной и бытовой техники будет осуществляться через Интернет.
Светлана Усанкова