В популярных экономических обзорах понятие «монетаризм» встречается достаточно редко, и употребляется, в основном, с негативным оттенком. Некоторые эксперты считают, что монетаристские тенденции губительны для экономики любой страны, они опустошают ее и надолго лишают жизнеспособности. С влиянием этих самых тенденций связывается рост ВВП в России, давший о себе знать после пика мирового финансового кризиса и принятый многими за симптом выздоровления.
Так что же плохого в пресловутом монетаризме, и какой ущерб он способен нанести государственной экономике? Как макроэкономическая теория учение монетаризма возникло и получило признание в пятидесятые годы XX века. Суть его сводится к тому, что определяющим фактором развития любой экономики выступает количество денег, находящихся в обращении. Основоположником монетаризма считается американский экономист Милтон Фридман – лауреат Нобелевской премии, которой он, собственно, и был удостоен за разработку монетарной теории. Название новой экономико-философской дисциплине дал другой американский экономист Карл Буннер.
От чего зависит спрос на деньги
Фридман рассмотрел деньги с такой точки зрения, с какой до него не догадывался на них взглянуть никто. Он применил по отношению к деньгам теорию спроса на финансовые активы и с ее помощью вывел так называемую функцию спроса на деньги. Согласно монетаристскому учению Фридмана, она зависит от абсолютного уровня цен, темпа его изменения, отношения труда ко всем другим формам богатства и ряда других факторов.
Функция спроса на деньги, в понимании монетаристов, стабильна, а сам спрос на деньги при этом зависит от динамики ВВП. Предложение денег стабильностью не отличается и напрямую зависит от действий правительства того или иного государства. Изменение массы денег в долгосрочном периоде, как утверждает монетарная теория, не влияет на состояние рынка, занятости, процентных ставок, а приводит только к росту цен. Этот принцип они называют нейтральностью денег.
Фридман был уверен в том, что рост денежного предложения должен происходить с той же скоростью и в той же прогрессии, что и рост ВВП: увеличивающееся денежное предложение, по его теории, направляется на поддержание растущего спроса и не сопровождается инфляцией.
Узда для инфляции
К пониманию инфляции Фридман подошел для своего времени нестандартно. Он увязал ее с диспропорциями между темпами роста количества денег и темпами роста экономики. Пока население в каждом очередном повышении цен видит лишь временную меру, оно продолжает хранить то количество наличности, которое ему необходимо для поддержания привычного уровня жизни. Но как только приходит осознание неограниченного роста цен, людьми начинает руководить стремление избавиться от избытка наличности. Оно провоцирует рост цен на все потребительские товары и услуги, а также рост заработных плат и номинальных доходов.
Подавление инфляции монетаристы считают прямой обязанностью государства. Ради достижения этой цели оно обязано пойти на все возможные меры, в том числе и приостановить действие социальных программ. Этот постулат монетаристской теории вступает в явное противоречие с другой его основополагающей аксиомой, утверждающей, что рыночная экономика представляет собой саморегулируемую систему, и влияние государства в ней должно быть ограничено до минимума.
Монетаризм по-русски
Как монетаристская расценивается посткризисная политика Правительства РФ. Если управление объемом денежной массы дает возможность регулировать цены, то нельзя не вспомнить российский Центробанк, еще с 2009 года взявший отчетливый курс на снижение ставки рефинансирования. Подобные действия преследовали одну цель – увеличение объемов банковского кредитования, которое должно стимулировать развитие производства и рост инвестиций.
Премьер-министр России Владимир Путин неоднократно заявлял о необходимости снижения ставки в отечественной банковской системе до 6% годовых. Это будет возможно лишь в том случае, если темпы роста инфляции не превысят 3% в год. Подобные прогнозы заставляют сомневаться многих экспертов. Они указывают на то, что мощная экономика может так и остаться несбыточной мечтой, а высвободившиеся кредитные ресурсы уйдут на раскачку спекулятивного фондового рынка.
Светлана Усанкова