Система налогов и сборов в Российской Федерации регулируется положениями Налогового кодекса РФ. Он представляет собой так называемый кодифицированный законодательный акт. Это означает, что им устанавливаются единые принципы для довольно обширной сферы однородных и регулярных отношений. В юридической практике кодифицированные нормативы предполагают длительный период действия.
Принципы современного Налогового кодекса РФ были сформированы в конце девяностых годов XX века. Он состоит из двух основных частей. Первая часть, собственно, посвящена разъяснению этих принципов, а вторая часть устанавливает порядок обложения всеми налогами, которые в настоящее время установлены в стране.
Часть первая
Первая часть Налогового кодекса РФ – это своеобразная «базовая теория». Она была подписана первым Президентом Российской Федерации Борисом Ельциным 31 июля 1998 года и вступила в силу с 1 января 1999 года. До 2010 года в нее более тридцати раз вносились различные поправки. Первая часть кодекса закрепляет перечень действующих на всей территории государства налогов и сборов, устанавливает определения базовых понятий налогового права, а также определяет права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов и других участников данных правоотношений и предусматривает виды налоговой ответственности. Кроме того, в первой части Налогового кодекса РФ содержатся четкие указания относительно порядка возврата и зачета налогов и сборов, определяются формы налогового контроля и даются указания по поводу способов обжалования неправомерных действий и решений со стороны налоговых органов.
Часть вторая
Вторая часть объемного документа была подготовлена несколько позже: подпись главы государства под ней появилась 5 августа 2000 года, а в законную силу дополнительные нормативы вступили только с 1 января 2001 года.
Каждая глава второй части посвящена определенному виду налогов или специальному налоговому режиму. Она также содержит отдельную главу, регламентирующую порядок исчисления и уплаты государственных пошлин, а также сборов, взимаемых в государственную казну за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Изначально вторая часть Налогового кодекса РФ содержала всего четыре главы: «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог на доходы физических лиц» и «Единый социальный налог». Впоследствии практически ежегодно вплоть до 2005 года она пополнялась рядом новых глав. Так, в 2002 году в нее уже входили «Налог на прибыль организаций», «Налог на добычу полезных ископаемых», «Единый сельскохозяйственный налог» и «Налог с продаж». С 1 января 2003 года вступили в законную силу главы «Транспортный налог», «Упрощенная система налогообложения» и «Единый налог на вмененный доход». Впоследствии, в 2004-2005 годах вторая часть пополнилась пятью последними главами – такими, как «Налог на игорный бизнес», «Налог на имущество организаций», «Водный налог», «Государственная пошлина» и «Земельный налог».
Налог на имущество физических лиц статьями Налогового кодекса РФ не регулируется. Порядок и способы его уплаты прописаны в специальном федеральном законе № 2003-1 от 9 декабря 1991 года, который так и называется – «Закон о налоге на имущество физических лиц». Его действующую редакцию можно посмотреть на онлайновых сервисах правовой помощи.
Налоговые режимы
Помимо налогов и сборов, Налоговый кодекс РФ устанавливает четыре специальных налоговых режима – «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей», «Упрощенная система налогообложения», «Единый налог на вмененный доход» и «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции».
Специальный налоговый режим – это не просто налог, а особый порядок исчисления налогов или сборов, действующий на протяжении определенного времени. Как правило, он существенно упрощает налогоплательщикам жизнь. Так, например, упрощенная система налогообложения (УСН) уже по достоинству оценена предприятиями малого бизнеса хотя бы потому, что ориентирована на минимальные ставки. А единый налог на вмененный доход (ЕНВД) заменяет собой уплату целого ряда разрозненных налогов и сборов и хорош тем, что сводит к минимуму общение налогоплательщика с налоговыми органами.
Светлана Усанкова