Реформирование пенсионной системы уже традиционно является одной из основных проблем социально-экономической сферы России. Актуальность этих преобразований обусловлена как необходимостью окончательно перейти от советской к современной системе пенсионных накоплений граждан, так и наличием большого количества имущественных проблем именно у пенсионеров как наиболее незащищенного слоя общества. Поэтому пенсионная реформа, с перерывами насчитывающая почти два десятка лет, это особая тема.
За что боролись
Пенсионные преобразования в самом деле начали осуществляться практически с самого начала существования России как самостоятельного государства - уже в сентябре 1992 года президент Борис Ельцин подписал Указ «О негосударственных пенсионных фондах». Первые же реальные шаги были предприняты в 1995 году, когда была изменена система учета сведений о пенсионных правах граждан: сведения обо всех страховых взносах стали храниться на пенсионном счете гражданина. В мае 1998 года начал действовать закон «О негосударственных пенсионных фондах», который регламентировал основные моменты деятельности этих фондов. Впрочем, вышеназванные меры были лишь косметическими мерами, мало затрагивающими содержательную сторону пенсионной системы.
В двухтысячные годы начался второй этап преобразований: так, в 2002 году произошли изменения структуры пенсий и переход к подсчету пенсионных прав исходя из страховых взносов и конвертации пенсионных прав. Ранее действовала следующая система: из 35,6% единого социального налога, которым облагалась заработная плата наемных работников, 28% поступали в Пенсионный фонд Российской Федерации и именно из этих средств и выплачивалась пенсия.
В результате изменений взносы были разделены на три части:
- 14% шли в федеральный бюджет для выплаты базовой государственной пенсии;
- в среднем 10% зарплаты уходили на страховую часть трудовой пенсии в зависимости от возраста;
- от 2% до 6% зарплаты формировали накопительную часть трудовой пенсии.
В результате планировалось получить многоуровневую пенсионную систему, где в процессе перехода страны от традиционной накопительной системы с установленным размером пенсий к системе с установленным размером взносов будут параллельно существовать элементы обоих систем. Последний на данный момент этап реформы стартовал 1 января 2010 года, когда единый социальный налог был заменен на страховые взносы и произведена переоценка с целью повышения пенсий. Данные меры призваны были стать фундаментом для реализации стратегии социально-экономического развития Росси до 2020 года и достичь следующих основных целей:
- установить уровень пенсионного обеспечения не ниже прожиточного минимума пенсионера;
- обеспечить индивидуальным коэффициентом замещения трудовой пенсии по старости не менее сорока процентов заработка, на который начислялись страховые взносы;
- к 2016-2020 годам повысить средний размер трудовой пенсии до величины, минимум в два с половиной раза превышающей прожиточный минимум пенсионера.
На что напоролись
Запущенная в концептуальную разработку еще в начале двухтысячных и достигшая практического выражения в последнее время пенсионная реформа с самого начала была связана с целой группой рисков. Эти риски были проанализированы несколько лет назад Всемирным банком и сформулированы следующим образом.
Во-первых, структура первого компонента связана с рисками, которые могут помешать созданию эффективной системы. В частности, при внедрении условно-накопительной схемы с установленным размером взносов в нее не были включены многие элементы, которые могли бы стать дополнительными стимулами к отчислению взносов в течение более продолжительного периода времени. Тем самым между размером взносов и размером пенсий не устанавливалось достаточно прочной связи, которая укрепила бы стимулы к отчислению взносов и тем самым обеспечила платежеспособность системы.
Во-вторых, с самого начала было очевидно, что в случае замедления темпов роста экономики и производительности общая финансовая устойчивость пенсионной реформы ставилась под угрозу и для обеспечения баланса системы понадобятся существенные вливания из государственного бюджета. Что и произошло в 2008 году, с началом мирового кризиса.
В-третьих, в России десять лет назад и по сей день отсутствует стабильно функционирующий рынок государственных ценных бумаг, способный компенсировать слабость финансовых рынков. Нерегулируемые финансовые рынки, оставшиеся без государственной продержки, означают практически безнадежную ситуацию для деятельности частных пенсионных фондов, которые и должны стать основой реализации пенсионной реформы.
Пока что сложно сказать, насколько оправдались опасения экспертов Всемирного банка - с момента замены единого социального налога на страховые взносы прошло слишком мало времени. Пока что достоверно можно говорить лишь о тех статистических показателях, которые говорят о реализации преобразований. Было произведено повышение пенсионных прав, полученных гражданами до изменений пенсионной системы в 2002 году - средний размер пенсии увеличился на 1014 рублей, средний размер трудовой пенсии по старости вырос на 1090 рублей, трудовой пенсии по инвалидности — на 354 рублей, трудовой пенсии по случаю потери кормильца — на 675 рублей Единая ставка страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 26% (в 2010 году действовала переходная ставка в размере 20%). Базовая часть трудовой пенсии преобразована в фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии. Индексация обеих составных частей трудовой пенсии теперь должна происходить согласно росту доходов Пенсионного фонда России в расчете на одного пенсионера (раньше расчет производился по росту потребительских цен). Однако даже сейчас, по прошествии менее чем полутора лет, можно констатировать, что основная проблема последнего десятилетия - отсутствие действенного страхового механизма финансового обеспечения досрочных и льготных пенсий - так и не решена.
Александр Бабицкий