С момента подписания Беловежского соглашения и до начала двухтысячных пенсионная политика Украины, как и России, основывалась всецело на солидарном принципе. Однако со временем, как и многие другие страны мира, Украину стал беспокоить демографический кризис и проблема дефицита бюджетных средств. На содержание социального государства стало не хватать денег.
Бездефицитный бюджет в Пенсионном фонде Украины впервые был запланирован в 2007 году. Тогда же активно развернулись действия по подготовке совершенствования накопительных элементов пенсионной системы, внедренных еще законом 2004 года «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Доля расходов на пенсии от ВВП Украины к этому моменту поднялась до 15%. А на тысячу работающих, уплачивающих пенсионные отчисления, уже сегодня приходится, по разным данным, от восьмисот до девятисот пенсионеров.
Созданная в Украине трехуровневая пенсионная система (базовая «солидарная» часть, накопительный уровень и средства, формирующиеся за счет отчисления в частные пенсионные фонды) разрабатывалась по типу германской и частично шведской модели, но на практике приобрела несколько видоизмененные формы и одновременно противоречия с некоторыми реалиями украинской экономической действительности.
Как формировать накопительный элемент?
Во-первых, в отличие от европейских стран, в Украине довольно высока доля теневого сектора в экономике. Подтверждение тому - тот факт, что число граждан, платящих отчисления с зарплаты, уже сейчас примерно в два раза меньше количества трудоспособных граждан. В связи с общим старением населения процент обязательных пенсионных отчислений от объема заработной платы растет. Потому вполне закономерно, что значимая часть молодых трудоспособных украинцев предпочитает получать деньги нелегально, в конвертах. А чтобы покрыть дефицит средств, пенсионным отчислениям необходимо обеспечить устойчивый прирост.
Интересны в этой связи появившиеся в СМИ сообщения главы Госфинуслуг. Он, в отличие от руководителя группы, ответственной за разработку реформы, Серегя Тигипко, считает, что средства должны поступать не в корпорации, а в государственный сектор. По его словам, это и явилось одним из камней преткновения, из-за которых принятие проекта Пенсионного кодекса постоянно откладывается.
Между тем, информация о том, что пенсионная реформа в Украине является одним из главных условий для предоставления дефицитной экономике страны очередного валютного займа от МВФ, ни от кого не скрывается. И глава миссии Танос Арванитис сообщил, что Кабинет министров Украины пообещал ему провести реформу уже в марте 2011 года.
Суть новых преобразований
Во-первых, с момента принятия закона около десяти лет ежегодно будет на полгода повышаться пенсионный возраст для женщин, родившихся до 31 января 1956 года.
Для мужчин пенсионный возраст останется прежним (60 лет), но пенсию госслужащих (80—90% заработка) с 1 января 2014 года планируется выплачивать только с 62 лет. Максимальный размер пенсии составит десять размеров минимальной. Кроме традиционных госслужащих и военных в эту категорию обещают ввести учителей и врачей. Минимальный срок, после которого начинаются выплаты пенсионных отчислений, будет повышен до тридцати (с прежних двадцати) лет для женщин и до тридцати пяти (с прежних тридцати) лет для мужчин.
Для получения социальной пенсии будет необходим минимальный трудовой стаж пятнадцать лет (вместо имевших место ранее пяти). Она будет составлять половину минимальной и выплачиваться с 63 лет. В условиях отсутствия официального трудового стажа человек вообще лишается пенсии.
Сотрудникам силовых структур планируется увеличить срок выслуги (с 20 до 25 лет), а ограничения на максимальные пенсии после соответствующего запроса в Конституционный суд ввести и для тех, кто уже сейчас получает больше. С учетом того, что заявлено на повестку дня новыми «реформаторами», нетрудно понять, почему у пенсионной реформы на Украине так много противников. Однако остро нуждающиеся в кредитах власти объявили реформу неизбежной.
Сторонникам реформы вторят рекомендации европейских финансистов повысить пенсионный возраст, являющийся одним из самых низких в Европе. Позицию ее противников справедливо обосновывает тот факт, что средняя продолжительность жизни в Украине, в отличие от европейских стран, устойчиво снижается.
Ксения Жарчинская