Как знать – возможно, со временем многочисленные деяния Никиты Сергеевича Хрущёва как политического деятеля и руководителя государства потускнеют в исторической памяти. Но даже если так случится, то уж полного забвения Хрущёв точно избежит благодаря невзрачным с виду панельным и кирпичным домам высотой в три или в пять этажей, которыми в огромном количестве усеяна шестая часть суши, то есть всё постсоветское пространство. Ведь именно с этими жилыми домами, получившими название «хрущёвки», была и остаётся связанной жизнь целых поколений.
Европейский опыт на советский манер
Появление дешёвого и быстро возводимого жилья для Советского Союза после окончания Великой Отечественной войны было жизненно важным вопросом. Центрально-Европейская часть, самая густонаселённая часть страны, лежала в развалинах и населению просто негде было жить. Решать аналогичную прблему приходилось и в Европе и именно европейский опыт, а конкретнее, французский опыт возведения дешёвого жилья, было решено взять за основу.
Уже в 1947 году по проекту советского инженера-строителя Виктора Павловича Лагутенко (между прочим, деда известного российского музыканта Ильи Лагутенко) в Москве были возведены первые экспериментальные панельные многоквартирные дома. Главной концепцией этих домов было возведение жилья с отдельными квартирами (в послевоенные годы почти вся страна жила в коммуналках), пусть и совсем небольшими, главным требованием к их строительству была быстрота, простота и дешевизна возведения. Первоначально дома были четырёхэтажными и собирались на основе стального каркаса, но из-за дефицита стали вскоре было решено заменит сталь на железобетонные конструкции, собираемые по принципу бескаркасных панелей. В 1950 году опыт был признан удачным, и правительством было принято решение о строительстве заводов по производству всех необходимых для возведения таких домов материалов.
Таким образом, основы последующего массового жилищного строительства были заложены на рубеже сороковых и пятидесятых годов, до прихода к власти Хрущёва. Причиной же того, что эта программа оказалась связана с его именем, проста: лишь к середине пятидесятых удалось построить и запустить те строительно-промышленные мощности, которые были необходимы для массового строительства. Началось это массовое строительство в 1957-1968 годах и в целом осуществлялось по основному проекту до середины семидесятых (но в некоторых регионах классические «хрущёвки» возводились ещё до «перестройки»).
В общей сложности на «хрущёвки» в России пришлось почти 300 миллионов квадратных метров жилья, и на своём этапе этот тип домов выполнил свою задачу: обеспечить население страны пусть не слишком комфортной, но жилплощадью. Между прочим, «хрущёвки» изначально планировались лишь как временное жильё, которому на смену с развитием промышленности должны придти более комфортабельные дома. В этой связи выделялись два типа «хрущёвок»: рассчитанные на 25 и 50 лет эксплуатации, причём второй тип, по мнению экспертов, при соответствующем ремонте и соблюдении норм эксплуатации, может прослужить ещё столетие.
Не узнать «хрущёвку» невозможно
Если бы Михаил Булгаков сочинял роман «Мастер и Маргарита» в те времена, когда уже строились «хрущёвки», он наверняка бы развернул и дополнил знаменитое выражение, что москвичей испортил квартирный вопрос. Ведь вряд ли квартирный вопрос может не испортить человека, который живёт в панельной или кирпичной коробке, лишённой снаружи каких-либо архитектурных особенностей конструкции и внешности, а внутри разделённой на крохотные квартирки.
В «хрущёвках» сооружались в основном однокомнатные и двухкомнатные (достаточно редко - трёхкомнатные) квартиры со стандартной высотой потолка в 2 метра 48 сантиметров (которая нередко сокращалась до 2 метров 25 сантиметров), совершенно невообразимых размеров кухней (от 4,5 до 7 квадратных метров), санузлом, в котором с рудом можно повернуться и который к тому же чаще всего оказывался совмещённым (туалет и ванная в «одном флаконе»). В техническом плане проект представлял собой панельный или кирпичный дом в три – пять этажей с четырьмя квартирами на этаже, при отсутствии каких либо отличительных особенностей фасада или внутренней отделки подъездов, а также лишённый мусоропровода и лифта.
Кроме того, притчей во языцех стало неудовлетворительное состояние изоляционных материалов, благодаря чему звукоизоляция между комнатами и квартирами была почти нулевой, а в холодное время года многочисленные сквозняки сводили на «нет» эффект обогревающей системы. Несмотря на то, что для своей эпохи «хрущёвки» выполнили важнейшую социальную и даже историческую функцию (благодаря ним стало возможно не только расселить коммуналки, но и привлечь в города большое количество населения, ставшего кадровой основой промышленности), к XXI веку большинство из них морально и технически устарели.
Из-за этого на рынке жилья квартиры в «хрущёвках» неизменно и значительно дешевле аналогичных квартир в более современных домах, существенная часть жилого фонда сносится из-за неудовлетворительного состояния, а ремонт такой квартиры почти всегда сопряжён с необходимостью кардинальной перепланировки помещения и замены коммуникаций.
Александр Бабицкий