Строительство и автомобилестроение - вот отрасли, на которых в первую очередь сказывается экономический кризис. Падение доходов населения приводит к сокращению спроса на недвижимость и автомобили (как бы Остап Бендер не утверждал, что автомобиль - не роскошь, во времена кризиса многие начинают предпочитать общественный транспорт), и - здравствуй, кризис отрасли!
Кризису в строительстве способствует еще и то, что банки приостанавливают выдачу ипотечных кредитов (банками вводятся моратории на выдачу ипотечных кредитов на покупку строящегося жилья). Собственно говоря, они это делают не от хорошей жизни - существующая на данный момент программа ипотечного кредитования «не соответствует требованиям организаторов сделок секьюритизации» - по словам члена правления, главы департамента ипотечного кредитования банка «ВТБ 24», Анатолия Печатникова («ВТБ 24» - один из крупнейших российских банков по объему ипотечного кредитования). Конечно, желающим улучшить свои жилищные условия и обзавестись квартиркой, от этого легче не становится.
Кризис в строительстве усугубляется и в связи с тем, что падает спрос на коммерческую, торговую и офисную недвижимость (фирмы не могут получить кредиты, ставки по кредитам слишком высоки, грозящее банкротство и так далее). А ведь торговая и офисная недвижимость - это хороший кусок от всех строящихся объектов. Но фирмы, которые до кризиса планировали расширяться, приобретать новые помещения для своей деятельности, вместо расширения начинают сворачиваться - чтобы хоть как-то выжить в период кризиса, и спрос на торговую и офисную недвижимость идет вниз.
Происходит замораживание многих девелоперских проектов, а то и вовсе отказ от перспективных проектов. Строительные компании опасаются потерять вложенные средства, и уж тем более не торопятся вкладывать новые, пока по миру катится локомотив кризиса. Оказаться с неликвидной собственностью на руках при отсутствии средств - хуже этого мало что можно придумать.
Директор департамента стратегического планирования компании ФБК, Игорь Николаев, высказывает мнение, что будет происходить падение оборотов в строительстве (со всеми вытекающими из этого неприятными последствиями): «В условиях, когда велика вероятность падения спроса на деловую и жилую недвижимость, банки будут неохотно выдавать кредиты. В результате нарастания этих тенденций … в строительстве произойдет падение оборотов в пределах 30%, что снизит его вклад в ВВП, который в настоящее время составляет 7-8%».
Но строительная отрасль - это не только прямое строительство объектов недвижимости, это еще и смежные производства. Замороженные объекты строительства и отказ от новых проектов приводят к тому, что падает спрос на сырье (раскладка простая: если не строится дом, то кто же будет покупать кирпич или железобетонные блоки?). А это, в свою очередь, вызывает расползание кризиса от сугубо строительной области в другие области экономики.
Сокращение объемов строительства приводит и к тому, что множество работников соответствующих предприятий (непосредственно строительные компании, предприятия-производители сырья и т.д.) становятся ненужными и попадают под сокращение. По утверждениям экспертов, кризис в строительной отрасли может привести к тому, что без работы останутся 15-20% работников, в настоящий момент занятых в этой отрасли. Простейшая математика переводит эти проценты в довольно угрожающую цифру: около миллиона человек.
Если добавить сюда автомобилестроение, которое представляет собой не только сборочные производства, но и производства различных деталей, приборов и оборудования, и даже сталелитейное производство, то становится очевидным - многие области экономики оказываются сильно затронутыми кризисом. И под увольнение подпадает отнюдь не миллион (хотя и это - крайне неприятная цифра), но гораздо больше работников различных предприятий.
Тут возникает порочный круг. Увольнение большого количества людей, занятых в различных сферах экономики, приводит к еще большему падению покупательского спроса, а это, в свою очередь, углубляет кризисные тенденции в экономике.
Выход из этого круга многие эксперты и аналитики видят в господдержке отечественной финансовой системы. Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, считает, что «есть два варианта: при мягком подходе, когда главные банки окажут поддержку средним, наверняка резко вырастет инфляция… При жестком, когда деньги дальше не пойдут, произойдет резкое снижение хозяйственной деятельности».
Однако в любом случае, вне зависимости от того, как будут реализовываться меры государственной поддержки, следует ожидать снижение темпов роста минимум на 10% - таково неутешительное мнение экспертов.
София ВАРГАН