Мировой финансовый кризис, при всей его неуловимости для рядового гражданина Российской Федерации, всё-таки стал печальной реальностью. И от вопроса «кто виноват?» нужно переходить к вопросу «что будет дальше?», ответ на который, надеемся, поможет решить проблему «что делать». И особое значение это имеет для сферы строительства недвижимости.
Как уже все знают, в России, как и во всём мире, кризис носит приобретённый извне, внешний характер, обусловленный почти катастрофой в американской сфере ипотечного кредитования. Из-за международных связей вследствие ослабления фондового рынка США и его участников прерываются финансовые цепочки, нарушаются традиционные связи, нарастает паника и стремление закрыться от всяких внешних контактов, чтобы кризис не передался через них подобно компьютерному вирусу, теряется доверие, требуют предоплаты и дополнительных гарантий - это порождает как территориальное, так и отраслевое расширение кризиса.
Причины кризиса в российском строительстве складываются в следующей последовательности. После углубления кризиса налицо отток зарубежных инвестиций за границу (зарубежным инвесторам, в последние несколько лет активно вкладывавших средства в развивающуюся российскую экономику, их капиталы нужны для борьбы с кризисом). Отсюда у российских строительных компаний проявляется нехватка средств, которую невозможно восполнить за счёт внутренних ресурсов из-за неразвитости ипотечной системы нашей страны. Утечка наличности наблюдается по всей цепочке, связанной со строительством (банки, подрядчики, производители строительных материалов). Пик кризиса в строительной сфере должен придтись на начало 2009 года: именно тогда станет остро ощущаться разница между полученными за продажу подешевевшего жилья деньгами, высокими докризисными расходами, плюс исчерпаются те финансовые резервы, которые имеются у крупных корпораций «на всякий случай». Паника в банковской сфере влияет на рынок недвижимости, банки повышают ставки по ипотеке до 20% годовых и ставки по кредитам, выданным строительным организациям.
Мировой кризис на российской финансово-экономической почве больнее всего ударит по строительству и банковской сфере. Широкие слои населения пострадают меньше - у нас уровень развития ипотечного кредитования далёк от развития данной сферы в США. Количество взявших ипотечные кредиты просто мизерно, что объясняется как психологическим недоверием населения к новому способу жизнедеятельности, так и гораздо более строгим, нежели в Америке, подходом отечественных банкиров к выдаче кредитов: в России для получения ипотеки кредитную платёжеспособность нужно доказывать почти так же тщательно, как и то, что вы не убивали Кеннеди. В данном случае гораздо выше риск для тех, кто занимается потребительским кредитом.
Что касается перспектив дальнейшего развития ситуации... В США и Евросоюзе ближайшие полтора года, по оценкам МВФ, будут временем или стагнации или даже рецессии (сокращение ВВП). По прогнозам американских экспертов, медленный рост экономики начнётся уже во второй половине следующего года.
В России кризис достигнет меньших масштабов, нежели на Западе, однако для нашей финансовой системы это будет довольно серьёзное испытание. Предсказывают снижение общих доходов страны (вследствие резкого падения цен на нефть, наш основной экспортный товар), что вполне может повлечь за собой дефицит государственного бюджета, то есть превышения расходов над доходами, что предполагает либо расходование оставшегося Стабфонда и сокращение золотовалютного запаса, или увеличение внешнего долга. Вероятность девальвации экспертами оценивается как незначительная, а вот с инфляцией обязательно возникнут сложности - несколько лет благополучия, обозначенные инфляцией в пределах 8%, остались в прошлом, теперь обесценивание рубля может достичь 20% за 2009 год. В этих условиях уже само правительство допускает снижение темпов роста ВВП. Общий вывод, который делают экономисты, таков: наше экономическое отставание от ведущих стран мира, проявляющееся в том числе и слабой степенью интеграции в финансовые международные институты, нам поможет отделаться нелёгким, но всё же испугом. Многое будет зависеть от грамотного, без серьёзных просчётов, антикризисного правительственного менеджмента.
При всём при этом нужно помнить вот что: механизмы деятельности мировой финансовой системы по признанию тех же специалистов, которые сейчас с увлечением и умными лицами делают прогнозы, в большой мере непонятны и непредсказуемы, поэтому глобальные предсказания носят чисто теоретический характер.
По мнению многих, наступает эра возвращения прежнего значения золота как универсальной меры ценности, возвращения «золотого стандарта», к которому снова будут привязываться курсы валют. Время, когда сверхприбыли извлекали из операций с необеспеченными бумажными деньгами, прежде всего с долларом, прошло. Вот главное историческое значение нынешнего мирового финансового кризиса.
Александр Бабицкий