Черкизовский рынок в Москве это не просто одна из торговых точек нашей столицы. Это культовое место, во многом благодаря которому значительная часть российского населения в 1990-х - начале 2000-х смогла удовлетворить свою потребность в недорогих вещевых товарах. Черкизовский рынок вошёл в народный фольклор: перешедшее на одежду модных дизайнеров из фирменных магазинов новое поколение высокомерно нарекло дешёвые товары широкого потребления «черкизоном». И вот на наших глазах это чудо времён юного российского капитализма приказало долго жить.
Черкизовский рынок находился на огромном пустыре (более 200 гектаров), расположившемся на северо-востоке столицы, в районе Щёлковского и Измайловского шоссе. Черкизовский рынок возник в начале 90-х годов и довольно быстро стал ключевой точкой для «челноков» со всей страны. Если в первые постсоветские годы одевавшие всю страну торговцы-энтузиасты закупались в основном в Турции самостоятельно, то позднее основной поток товаров розничной торговли стал поступать сначала на крупные рынки вроде Черкизовского, а затем уже распространяться по городам и весям нашей необъятной Родины. Что самое удивительное - Черкизовский рынок не только сохранил свои позиции в благодатные для нашей экономики «нефтяные» годы, но даже укрепил их. Так, к 2006 году по размерам оборота он являлся крупнейшим в европейской части страны центром мелкооптовой торговли. То есть именно отсюда, из Черкизовского, везли партии товаров региональные перекупщики.
Впрочем, признавая экономические заслуги Черкизовского рынка перед не обладающим солидными доходами населением России, нельзя забывать и о негативной репутации этой торговой точки. Взять хотя бы произошедший здесь 22 августа 2006 года террористический акт, в результате которого погибли 14 человек, пострадал 61 человек. Однако теракт может произойти в любом людном месте. Гораздо сложнее и специфичнее обстояли дела с правовым статусом Черкизовского. Дело в том, что земля, на которой находился рынок, официально принадлежит Российской государственной академии физической культуры. Вместе с тем ощутимых прибылей от того, что на её земле располагается торговое предприятие с огромным оборотом наличности, государственное учебное заведение не имело. Впрочем, группу «АСТ» и её главу Тельмана Исмаилова, владевших рынком это обстоятельство, понятное дело, не слишком беспокоило.
Однако проблемы с арендной платой были не самыми серьёзными в ситуации с Черкизовским рынком, хватало претензий и по другим направлениям. Эксперты полагали, что экономическое значение рынка, служившее главным аргументом его существования, в последние годы переоценивалось. Во-первых, его ликвидация не привела к катастрофическим последствиям - в современных условиях, когда имеется немало мелкооптовых вещевых рынков, а многие перекупщики имеют прямые контакты с производителями китайского и турецкого ширпотреба, у Черкизовского предостаточно конкурентов. Во-вторых, многие полагали, что для отечественной экономики Черкизовский рынок вот уже несколько лет не благо, а вред. Да, в суровые 1990-е Черкизовский поспособствовал тому, что малоплатежёспособное население было худо-бедно одето, обуто, накрашено. Но теперь, в условиях необходимости развития собственной лёгкой промышленности дешёвые зарубежные товары фактически означают закрытие ещё существующих российских предприятий и преграды на пути открытия новых. Это не только потеря рабочих мест, рост безработицы, это ещё и недополучение государственным бюджетом примерно 650 миллиардов рублей ежегодно. Конечно, всю вину валить только на Черкизовский глупо, но он и подобные ему рынки сыграли в столь плачевном положении немалую роль.
Добавьте к этому «букету» ещё и странный статус Черкизовского рынка, огромной территории, на которой фактически не действовали российские законы, где деятельность носила полукриминальный характер, где подавляющее большинство работников были нелегальными иностранными рабочими (причём из 100 тысяч «нелегалов» примерно 60 тысяч составляли китайцы). Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что известие о временном закрытии рынка из-за несоответствия санитарным стандартам (29 июня текущего года), а затем и решение о ликвидации (16 июля) не вызвало ни у кого негативной реакции, кроме, понятное дело, работников и арендаторов рынка.
Правда, помимо официальной существует ещё и альтернативная версия причин ликвидация Черкизовского рынка, версия с политическим акцентом. По предположениям ряда отечественных и зарубежных СМИ, причиной того, что Черкизовский перестал существовать, стала не забота о российской лёгкой промышленности или о криминогенной обстановке в Москве. По этой версии, всё дело в недовольстве российских властей инвестиционной политикой главы группы «АСТ» миллиардера Тельмана Исмаилова, который заработанные в России деньги вкладывает в турецкую экономику, строя в Турции роскошные гостиничные комплексы для туристов. Правда, при этом игнорируется то обстоятельство, что Черкизовский рынок пытаются закрыть уже на протяжении 8 лет, после принятия судебного решения о необходимости очистки территории от торговых площадей.
Как бы то ни было, 18 августа 2009 года начался демонтаж торговых павильонов на Черкизовском рынке. Полностью ликвидировать всю инфраструктуру рынка планируют к концу текущего года. В соответствии с принятым ещё в 2006 году планом на этом месте будут сооружены спортивный комплекс, универсальный торговый комплекс, а часть территории будет отдана под зелёные насаждения.
Александр Бабицкий