Генеральный план развития Москвы до 2025 года включительно безо всяких оговорок заслуживает эпитета «грандиозный». Причём грандиозность замысла видна не только по сухим статистическим показателям, отражённым в документе, но и по тому резонансу, который этот план развития получил в столице и по всей стране.
Разумеется, документы такого масштаба составляются не за один месяц и не за один год. Нужно отметить, что нынешний генеральный план является четвёртым в истории Москвы: первый датируется 1935 годом, второй – 1971-ым. Третий план был составлен в 2005 году, его реализация была рассчитана до 2020 года, но данный проект был признан неудачным, наиболее перспективные его составляющие были включены в следующий план. Первый более или менее цельный вариант четвёртого генерального плана развития Москвы был представлен широкой общественности в 2007 году. И уже тогда от простого перечисления изменений, которым должен быть подвержен город-герой, захватывало дух. Чтобы не быть голословным, достаточно лишь сухо перечислить основные вехи этого колоссального проекта:
- завершить строительство Четвёртого транспортного кольца;
- модернизировать Ленинградское шоссе, Дмитровское шоссе, Ярославское шоссе, шоссе Энтузиастов, Боровское шоссе, Пятницкое шоссе, Волгоградский проспект; построить магистрали-дублёры для Дмитровского, Варшавского, Ленинградского шоссе;
- построить примерно по 220 километров троллейбусных линий и линий скоростных трамваев; организовать новые маршруты для автобусного и наводного общественного транспорта;
- усовершенствовать работу Московского железнодорожного узла – в частности, запустить движение на Малом кольце Московской железной дороге, что означает открытие ещё 30 пассажирских станций;
- реконструировать в соответствии с последними достижениями техники и высочайшими международными стандартами аэропорт «Внуково»; создать целую систему узловых промежуточных аэропортов, соединить основные «воздушные ворота» столицы между собой с помощью линий скоростного железнодорожного транспорта;
- строительство дополнительных 440 километров линий метрополитена; в частности, построить новую линию и ещё одно «кольцо»;
- развитие промышленной зоны «Пром Сити Москва Север» посредством строительства производственных площадей в примерно3 миллиона квадратных метров;
- улучшение работы московской системы водоснабжения как через строительство новых высокотехнологичных водопроводных станций, так и через снижение уровня потребления воды с 411 литров до 330 литров воды в сутки на человека (с помощью повсеместной установки счётчиков потребления воды).
Впечатляет, не правда ли? Однако и это ещё не всё. В ходе рассмотрения этого варианта плана было решено внести определённые дополнения, такие, например, как ликвидировать все «лишние» торговые точки – ларьки, торговые палатки, рынки, расположенные в местах, предназначенных под строительство. Кроме того поставлена задача усовершенствования инфраструктуры всех районов столицы таким образом, чтобы школы, детские сады, спортивные и медицинские учреждения находились в режиме «шаговой доступности» (можно было бы дойти в течение 20 минут). В итоге получилось, что для претворения в жизнь всех указанных замыслов каждый пятый (!) москвич должен будет сменить своё нынешнее место жительства.
Разумеется, для принятия окончательных решений по таким грандиозным планам, затрагивающим такое число людей, необходимо широкое общественное обсуждение. В июле текущего года такие обсуждения проводились в каждом округе Москвы – архитекторы и московские чиновники встречались с жителями округов и предоставляли им максимально полный отчёт о том, как генеральный план развития города изменит конкретно их жизнь и с какой целью это делается. Все возражения и предложения москвичей должны были фиксироваться и предоставляться для ознакомления специальным комиссиям. 12 августа в каждом округе состоялись итоговые заседания этих комиссий, которые обнародовали, каким образом были учтены замечания жителей города. Согласно заявлению главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, сделанному 31 августа, 90% москвичей одобрили генеральный план развития при незначительных поправках. Впрочем, свои коррективы население ещё может внести вплоть до 19 сентября 2009 года.
Конечно, не все считают генеральный план удачным, раздаются и критические замечания. Больше всего претензий вызывают, конечно, планы по сносу тех или иных домов, признанных устаревшими или напрямую мешающих осуществлению плана. Несмотря на все заверения, что жителям таких домов будут предоставлены аналогичная жилплощадь в новых домах с лучшей планировкой, не у всех эти слова вызывают доверие – в некоторых округах жители уже собирают подписи против планов по сносу их домов. Кроме того, сомнения у москвичей возникают и благодаря огромным масштабам намеченных изменений – многие полагают, что в такие сжатые сроки (до 2025 ведь осталось всего 16 лет), да ещё в условиях экономического кризиса решить все задачи просто невозможно, а значительная часть выделенных государственных средств просто канут в никуда, как это нередко случается в нашей стране с бюджетными средствами.
Однако хочется быть оптимистом и надеяться, что, вопреки известному стихотворению, всем нам доведётся жить в ту пору прекрасную, когда Москва сможет решить все свои многочисленные проблемы.
Александр Бабицкий