Риэлторы Москвы: востребованность при минимуме сделок

риэлторы МосквыОсенью 2008 года, крупные риэлтерские компании Москвы начали беспокоиться. Цены на недвижимость неотвратимо, хоти и не слишком спеша, ползли вниз, а количество запланированных сделок не увеличивалось. Прогнозы были не слишком радужными: аналитики утверждали, что количество сделок будет продолжать уменьшаться, а цены – неотвратимо падать. Некоторые довольно солидные игроки поспешили покинуть рынок недвижимости, который вдруг перестал представляться таким уж суперприбыльным. Григорий Полторак, председатель правления компании «Бест-Недвижимость», заявил, что «в целом по России в результате кризиса с риэлторского рынка могут уйти о 30% компаний». Однако, не все ему поверили, а уж тем более в Москве, которая традиционно, как столица, пользовалась во все времена повышенным спросом.

Консалтинговые компании призывали вкладываться в риэлторский бизнес. По их мнению, он характеризуется постоянным устойчивым спросом и практически не зависит ни от цен на жилье, ни от текущей экономической ситуации. Правда, новым риэлторским агентствам Москвы никто не прочил радужного будущего с первых шагов в этом бизнесе, ведь москвичи – народ недоверчивый, и поэтому у новичков на рынке просто мало предложений. Но, по мнению большинства, если инвестиции в риэлторский проект были достаточными, то они позволяли пережить этап становления, ну а дальше уж начинались молочные реки и кисельные берега.

Но к концу 2008 года завершились сделки, начатые ранее, и риэлторы почувствовали глобальный дефицит продаж. Московский рынок недвижимости нажал на тормоза. Кто-то из потенциальных покупателей занял выжидательную позицию, мечтая о достижении дна рынка (а вот тогда-то, на максимальном падении цен, можно будет и покупать), кто-то вовсе отказался от покупки – из-за отсутствия средств, потери работы и так далее. Сложности с ипотекой лишь добавили сумятицы в московский рынок недвижимости.

К тому же, изменения произошли не только на рынке жилой недвижимости. Почти полностью пропал спрос на коммерческую недвижимость класса de luxe, стабилизировался спрос на бизнес-класс, а простенькие офисы, в которых раньше ютились крохотные компании, начали активно заселяться выбывающими из более высоких классов игроками.

Риэлторским компаниям пришлось задуматься о сокращении расходов, об их сбалансированности. С московского рынка начали уходить мелкие и средние фирмы, которые не обладали достаточным запасом средств, чтобы пережить черные кризисные времена. Эти «подвижки» продолжаются и сейчас, так как рынка недвижимости в Москве как такового на данный момент практически нет.

Московские риэлторы изо всех сил борются за каждого клиента, предлагают немыслимые по прежним временам скидки (по некоторым сделкам дисконты доходят до 30-35%, а то бывает и выше), и, тем не менее, реальных сделок – единицы. Десятки совершенных операций против сотен и тысяч в прошлые годы – это, сами понимаете, не рынок, а его отсутствие.

Желающие приобрести недвижимость в Москве по большей части все еще выжидают дна рынка (которое, кстати, по мнению некоторых аналитиков либо уже наступило в Москве, либо его приход ожидается буквально на днях). Что же касается остальных – кризис просто лишил их возможности совершить желанную покупку.

Правда, с точки зрения клиентов московских риэлторов, в кризисном положении риэлторских компаний есть и положительные черты. Во времена кризисов в первую очередь с рынка уходят слабые и неуверенные, не обладающие достаточным профессионализмом и (или) средствами для преодоления такой мощной «полосы препятствий». Рынок труда заполняется различными специалистами, а в компаниях остаются только профессионалы высокого класса.

Спекулятивные сделки с недвижимостью в Москве стали невыгодными – цены-то падают, а ликвидность вообще стремится к нулю, так что у реальных клиентов московских риэлторов появилась возможность сделать вожделенную покупку гораздо дешевле, чем раньше.

Конечно, ряды московских риэлторов существенно поредеют в связи с финансово-экономическим кризисом, но уж те, кто останется на этом поле – будут действительно хорошими игроками.

Тем более, что окончательно спрос на риэлторов не упадет даже в самый критичный момент. Ведь компании, специализирующиеся на сделках с недвижимостью, занимаются отнюдь не только сделками купли-продажи. В круг их интересов входит, к примеру, обмен недвижимости и так далее. А это – те услуги, которые востребованы даже при дефиците средств.

София ВАРГАН