Приобретение суперяхты (длина более 24 метров) - процесс достаточно сложный. Но с лихвой окупается новыми эмоциями, которые присущи владельцам этих судов. Обладать суперяхтой модно и престижно. Пожалуй, это самое явное мерило жизненного успеха; демонстрация финансовых и эстетических возможностей. Разумеется, важно, чтобы покупка была сделана по всем правилам, с максимальным учетом интересов покупателя. Судно можно приобрести уже готовое или заказать проект на судостроительной верфи. В первом случае преимуществом будет то, что сразу после совершения покупки новый владелец имеет возможность выйти в море.
Зато второй вариант хорош тем, что суперяхту построят в соответствии с индивидуальными пожеланиями заказчика; дизайнер учтет даже малейшие требования и создаст совершенно эксклюзивный проект. Как правило, сначала приобретают готовые яхты, чтобы незамедлительно наслаждаться всеми прелестями морских прогулок, а потом уже делают верфи заказ и ожидают его выполнения пару-тройку лет.
При заказе постройки суперяхты следует учесть важный момент. Стандартные условия, которые предложит верфь, скорее всего, будут выгодны исполнителю, а не заказчику. Поэтому нужно внимательно изучать документы, особенно тщательно - техническое задание и условия оплаты. Перечислять деньги за каждый этап работ следует только после его завершения. Также верфь должна нести юридическую и материальную ответственность; отдельно требуется оговорить предельный срок окончания постройки судна и причины задержки. Исполнитель обязан предоставить банковскую гарантию на материалы и работу (обычно она распространяется на период действия гарантийного срока - 1 год). И, самое главное - нельзя производить окончательный расчет, пока на руках не окажутся все документы, подтверждающие право собственности.
Все моменты, относящиеся к покупке готовой яхты, фиксируются в документе, называемом Меморандум о договоренности. Туда входит и договор купли-продажи, и перечень прав и обязанностей покупателя (в том числе, условия расторжения сделки), и передача права собственности, и перечень всего оборудования, передаваемого с судном (навигационного, аварийного, спасательного, топлива, запчастей, предметов быта, антиквариата). Следует тщательно проверить, чтобы Меморандум не содержал долгов предыдущего владельца. В случае, если суперяхту сдавали в аренду, необходимо получить расписание ранее забронированных чартеров. Обычно оплата готовой суперяхты производиться так: 10% перечисляется сразу, остальное - после получения всех документов.
Если свободных средств на покупку судна не хватает, можно обратиться за помощью в банк. Кредитуют и строящиеся, и готовые яхты. Нередко размер ссуды и выплата процентов откладывается до окончания срока кредита. Правда, в этом случае возникает опасность того, что банк выкупит яхту и сдаст ее несостоявшемуся владельцу в аренду, а выплата по кредиту будет считаться арендной платой.
Другая финансовая опасность поджидает владельцев суперяхт в водах Евросоюза (если предполагается, что стоянка будет именно там) в виде НДС. А размер налога отнюдь не маленький: 15-25% от стоимости судна. Впрочем, выплаты можно избежать. Для этого требуется, чтобы яхта была зарегистрирована за пределами ЕС, принадлежала лицу, не являющемуся гражданином Евросоюза, и использовалась на данной территории только временно.
Суперяхту обязательно следует зарегистрировать в какой-либо стране, чтобы иметь возможность выходить в море под соответствующим флагом. Это обеспечивает консульскую и морскую защиту. Иногда страховые компании (судно лучше застраховать) и/или кредиторы настаивают на регистрации в конкретной стране, поскольку хотят быть уверенными в максимальной защите своих интересов. Это предполагает выплату определенных налогов.
Также придется нанять управляющего на берегу, что предписывают международные правила безопасности для суперяхт. Разумеется, потребуется и команда для обслуживания судна. Несмотря на то, что матросы могут быть наняты управляющим, владельцу все-таки рекомендуется удостовериться в квалификации персонала лично.
Алексей Чернов