Обычно под рынком ценных бумаг Японии подразумевают исключительно Токийскую фондовую биржу, одну из крупнейших и влиятельнейших бирж планеты. Биржа в Токио действительно имеет решающее значение для финансовой системы не только страны, но и всего азиатского региона, однако только ей японский рынок ценных бумаг не исчерпывается.
Государственное регулирование фондового рынка
Фондовый рынок современного образца в Японии появился в конце сороковых годов прошлого столетия, когда по всей стране были произведены преобразования по западному образцу. Так как Япония была, по сути, оккупирована победившими её в войне американскими войсками, то и законодательной базой для изменений, в том числе и в сфере биржевой жизни, служил опыт США. В 1948 году был принят закон «О ценных бумагах и биржах», во многом совпадавший с американской системой регулирования фондового рынка. Начала свою работу независимая Комиссия по ценным бумагам, впоследствии преобразованная в Управление ценных бумаг Министерства финансов Японии. Также был создан Совет по ценным бумагам и биржам в качестве совещательного органа.
В течение почти сорока лет японским коммерческим банкам законодательно запрещалось проведение операций рыночной купли-продажи ценных бумаг, их осуществляли только специальные компании по операциям с ценными бумагами. Но постепенно данные разграничения стали соблюдаться через раз и с 1984 года практически все банки Японии имеют право на все виды операций с облигациями государственных займов и органов местной власти, бумагами, гарантированными правительством, а также с национальными и иностранными корпоративными ценными бумагами. Но при этом всё равно для осуществления профессиональной деятельности на японском рынке ценных бумаг необходимо получение государственных лицензий, которые выдаются Министерством финансов по четырем направлениям деятельности: брокерская, дилерская, андеррайтинговая и мелкие операции с частными инвесторами. Непосредственный контроль за деятельностью брокеров и дилеров на фондовом рынке Комиссия по ценным бумагам и биржам, подчиненная Агентству по финансовым услугам.
«Частники» – в меньшинстве
Специфика японского фондового рынка заключается в том, что подавляющее большинство ценных бумаг сосредоточено в руках институциональных владельцев, то есть компаний, финансовых учреждений, страховых фирм и тому подобных – так, 80% акций принадлежит именно им. Таким образом, физические лица, то есть частные клиенты, имеют в своём распоряжении только 20% ценных бумаг, что во многом определяет их основную стратегию: получение дохода не от стабильного поступления дивидендов, а ожидание повышения курса акций, их перепродажу и получения благодаря этому выгоды. Если учитывать не только акции, но и о другие ценные бумаги, то это, прежде всего, облигации.
Государственные облигации, которые составляют 40% рынка облигаций, выпускаются в бездокументарной форме, ведение реестра их держателей осуществляет Банк Японии. Доход от государственных облигаций облагается налогом в 20%, от которого освобождены некоторые категории институциональных инвесторов. Остальной рынок облигаций занимают банковские (27%), корпоративные облигации (13%), облигации государственных (11%) и муниципальных учреждений (7%).
Токийская фондовая биржа – фактически монополист
В общей сложности японский фондовый рынок состоит из шести бирж в Саппоро, Фукуоке, Нагойе, Осаке, Токио и внебиржевой торговой системы JASDAQ. Однако Токийская фондовая биржа единственная может претендовать на роль общенациональной торговой площадки, остальные имеют лишь региональное или узкоотраслевое значение. Для сравнения: на Токийской бирже торгуется примерно 80% всех ценных бумаг и 90% акций, тогда как на долю второй по величине фондовой бирже в Осаке приходится лишь 4% акций. Именно на Токийскую биржу приходится более двух тысяч японских и несколько десятков иностранных компаний, попавших в её листинг и определяющих финансовый инвестиционный фон национальной экономики. Поэтому неудивительно, что именно по изменениям на Токийской фондовой бирже можно отслеживать общее состояние японской фондового рынка.
Показательным примером служит ситуация на рынке ценных бумаг Японии в течение текущего года. Причём здесь весьма ярко сказывается влияние как внутренних, так и внешних факторов. Так, в марте 2011 года в связи с катастрофическим стихийным бедствием в Японии, землетрясением, цунами и аварией на атомной электростанции «Фукусима-1» именно Токийская фондовая биржа стала индикатором биржевого падения. Лишь за один день 15 марта основной японский биржевой индекс NIKKEI упал разом на 11 пунктов, а общие убытки рынка ценных бумаг за первые несколько дней после катастрофы составили более 700 миллиардов долларов. В сентябре 2011 года Токийскую биржу «трясло» уже в связи с далёкими от Японии событиями: в середине сентября индекс NIKKEI опустился до своего минимального за два с половиной года значения из-за финансовой напряжённости в Евросоюзе, связанной в первую очередь с ожиданием дефолта Греции.
Александр Бабицкий