Фондовая биржа – одна из самых сложных многоуровневых организаций в мире. Огромное количество участников, сложные, на первый взгляд, правила, понятные лишь посвященным, иностранная терминология, вызывающая у новичков благоговейный ступор. Порою, даже профессиональным участникам трудно разобраться в полномочиях и роли прочих участников рынка. Яркий пример тому – «делатели рынка», буквальный перевод понятия «маркет-мейкер». Кто они такие?
Просто о сложном
Ни одна мало-мальски крупная и серьезная организация не в состоянии обойтись без регулятивных органов. В большинстве случаев, подобными функциями наделены специализированные отделы и подразделения аппарата управления, однако, иногда к подобной деятельности привлекаются и сторонние игроки. Маркет-мейкеры – именно из их числа.
Анализ наименования данной «должности» - а, вернее, рода занятий, - позволяет сделать вывод, что данные участники рынка каким-то образом влияют на этот самый рынок, создают его. По сути, это умозаключение верно: маркет-мейкеры непосредственно оказывают влияние на стабильность рынка и торгов – естественно, не без выгоды для себя. Что они собою представляют?
Маркет-мейкеры – это профессиональные участники рынка, как правило, крупные банки или же специализированные организации. Основной задачей маркет-мейкеров является поддержание стабильности рынка, управление показателями котировок. Большие объемы покупки-продажи, осуществляемой маркет-мейкером, делают рынок более «адекватным», не дают котировкам упасть ниже определенного уровня – естественно, в условиях стабильной традиционной работы финансового массива. Зачастую, маркет-мейкеры заключают своеобразные договоры с эмитентами ценных бумаг, «продвигая» данные бумаги: высокий показатель числа операций купли-продажи по акциям отдельного участника рынка заметно увеличивает его ликвидность и, соответственно, привлекательность для обыкновенных трейдеров.
Наиболее успешными и известными мировыми маркет-мейкрами являются следующие банки Deutsche Bank, JP Morgan, Barclays Capital, Goldman Sachs и некоторые другие крупнейшие финансовые организации. Добиться подобных результатов данным компаниям позволило привлечение лучших финансистов и специалистов в биржевой торговле, а также весомый объем вложенной денежной массы. По сути, именно эти компании оказывают наибольшее влияние на мировой фондовый рынок.
Трудно быть богом
Как работают маркет-мейкеры? Участники рынка, именуемые маркет-мейкерами, выставляют множество позиций покупки определенного финансового инструмента – к примеру, акции определенной компании, - приобретают их и осуществляют хранение на собственных счетах. При наличии спроса, который они сами же в состоянии организовать, маркет-мейкеры выбрасывают на рынок необходимое число акций. Своей деятельностью данные участники рынка непосредственно влияют на уровень котировок и прибыль-убыток прочих игроков.
Возможность столь значительного воздействия на рынок, как управление котировками, безусловно, привлекательна. Кроме того, подобное влияние можно с легкостью использовать в своих целях, для извлечения некоторой прибыли. К примеру, известны случаи, когда маркет-мейкеры и маркет-юзеры – брокерские и дилерские организации, - осуществляли бы координированные действия по своеобразному «обману» трейдеров. Маркет-мейкер оказывал непосредственное влияние на величину котировки, а маркет-юзер, в свою очередь, различными способами препятствовал адекватной реакции обслуживаемых им трейдеров, имитируя разнообразные технические проблемы и неполадки. Как результат – упущенная трейдерами выгода или, что еще хуже, понесенные ими убытки – которые, как водится, уходили в пользу «махинаторов».
Впрочем, подобные случаи мошенничества маркет-мейкеров скорее единичны. В целом, системная работа подобных организаций действительно «создает рынок», дает ему отправную точку. Естественно, столь ответственная роль не может оставаться невознагражденной и некоторое «заигрывание» маркет-мейкеров с котировками, приносящее им определенный процент, все участники рынка воспринимают как должное.
Максим Кузнецов