Первичное публичное предложение (или IPO) - это процесс, в ходе которого ранее частная компания делает свои акции доступными широкому кругу инвесторов. С помощью выхода на IPO можно привлечь в бизнес капитал для развития компании, но, несмотря на всю свою соблазнительность, IPO подходит отнюдь не всем компаниям. Что нужно знать тем, что рассматривает возможность выхода на IPO?
Для чего это нужно
Достаточно развитые компании, чей успех во многом зависит от инвестиций, с наибольшей вероятность выиграют, проведя IPO. Даже если компания по финансовым показателям может претендовать на то, чтобы стать публичной, это не обязательно принесет ей пользу. Так, существует немало успешных компаний, чей успех не зависит от того, продаются их акции на биржах, или нет. Как правило, такие компании действуют на территории одного региона, продают товары или услуги, представляющие интерес для ограниченного числа людей, или работают в индустрии, где конкурентов очень мало. Для тех, чем бизнес относится к одной из этих категорий, IPO может оказаться совершенно бесперспективным делом. Капитал для развития бизнеса в этом случае лучше привлекать в виде банковских кредитов или инвестиций заинтересованных лиц.
С другой стороны, если у пока небольшой компании есть потенциал для развития - например, она создает программное обеспечение нового типа или оказывает услуги, которые могут быть интересны клиентам во многих регионах мира, возможно, IPO - это именно то, что нужно такому бизнесу.
Как работает IPO
Чтобы получить официальное разрешение на проведение IPO, компания должна предоставить в комиссию по ценным бумагам детальную информацию о себе. В регистрационное заявление должны войти не только аудиторские отчеты, но и подробное описание компании. Поскольку эта информация поступит и потенциальным инвесторам, которые имеют право подать на вас в суд, если вы сознательно введете их в заблуждение, к подготовке регистрационного заявления необходимо привлечь юристов. Кроме того, в процедуре также участвуют андеррайтеры - инвестиционные банки, которые специализируются, в числе прочего, и на подготовке IPO. Самыми известными андеррайтерами в мире на данный момент являются Merrill Lynch, Goldman Sachs, Bear Sterns, Credit Suisse, Citigroup, Morgan Stanley и UBS Securities.
К сожалению, нет точного рецепта, который поможет компании выбрать подходящего андеррайтера. Перед тем, как принять окончательное решение, стоит посмотреть, какие андеррайтеры проводили наиболее успешные IPO в последнее время, и собрать о них как можно больше информации. Идеально, если получится поговорить с руководителями компаний, которые недавно стали публичными, и получить информацию из первых рук.
Когда компания выберет андеррайтера, начнется подготовка регистрационного заявления, на рассмотрение которого может уйти несколько месяцев. Продажа акций может состояться только после того, как будет получено разрешение на IPO.