Факторы риска IPO Facebook из документов, представленных в Комиссию по ценным бумагам и биржам США представляют собой довольно безрадостное чтиво, но, конечно, знать их необходимо. Честное изложение рисков, связанных с работой компании, а также преимуществ критически важно для того, чтобы потенциальные инвесторы могли принимать взвешенные решения.
Некоторые из 35 первичных факторов риска IPO Facebook
- Если мы не сможем удерживать уже существующих пользователей и привлекать новых пользователей, или если степень вовлеченности в Facebook наших пользователей будет снижаться, наши доходы, финансовые результаты и бизнес могут существенно пострадать.
- Рост использования Facebook через мобильные средства связи, прибыльность которых для нас не доказана, вместо персональных компьютеров, может оказать отрицательное влияние на прибыль и финансовые результаты.
- Рост числа мобильных пользователей Facebook и их вовлеченность зависят от эффективности работы мобильных операторов, сетей, а также от стандартов, которые мы не контролируем.
- Существует некоторая вероятность, что наши попытки развивать и продолжать монетизировать платформу Facebook не будут успешными.
- Мы ожидаем, что наш рост в будущем будет снижаться.
- Мы не можем заверить вам, что вы будем эффективно управлять ростом компании.
Текущие проблемы
Инвесторы заинтересованы в росте акций, в которые они вкладывают свои деньги. Шесть факторов риска IPO Facebook из 35, или 17% фокурсируются на одной вещи - на росте.
Facebook озабочен тем, что не сможет расти так, как того ожидают инвесторы. Во-первых, чтобы продолжать расти, социальная сеть должна привлекать новых пользователей. Учитывая то, что сегодня их число почти достигает одного миллиарда, сделать это будет непросто. Кроме того, если не удастся поддерживать заинтересованность пользователей, это приведет к снижению их активности и количества.
488 миллионов активных пользователей, как минимум, раз в месяц входят на Facebook со своих мобильных устройств. На данный момент не существует способа монетизировать использование социальной сети мобильными пользователями, сохраняя для них эффективность работы сервиса. Пока прибыль от мобильных пользователей может быть лишь очень ограниченной.
Facebook, кроме того, зависим от мобильных операторов - система, которую используют последние, должна быть совместима с сайтом. Если мобильный оператор не поддерживает HTML5, компании придется разработать свое приложение для каждой мобильной операционной системы и убедиться в том, что все они работают.
В последнее время Facebook тратит много сил на то, что убедить рекламодателей продолжить работу с сервисом - и не всегда успешно. У многих компаний сотрудничество с Facebook не оправдало ожиданий. Недавно в General Motors заявили о том, что компании больше не собирается тратить деньги на размещение рекламы на Facebook.
Реклама уже довольно давно вызывает недовольство пользователей, несмотря на старания Facebook соблюсти равновесие между рекламой и удобством тех, кто использует социальную сеть.
В будущем Facebook ожидает снижение роста. С 2009 по 2010 год рост доходов компании составил 154%, с 2010 по 2011 год - 88%. Можно сказать, что проникновение на рынок прошло успешно, но в последующие годы рост доходов будет продолжать снижаться.
По мере того, как Facebook все больше доминирует на рынке, увеличивается и размер самой компании. Нужно больше денег для увеличения численности персонала, операционные расходы, на аппаратную инфраструктуру. Иными словами, чем больше расширяется компания, тем дороже будет обходиться ее функционирования.
Вероятно, в итоге Facebook станет по-настоящему крупной компанией со всеми сопутствующими этому трудностями. Ранее своей организационной зрелости достигла Microsoft, а также Google - теперь пришла очередь Facebook. А стоит ли вкладывать деньги в компанию, которую ожидает снижение роста, но которая, пожалуй, займет стабильную нишу на рынке, решать вам.
Финансовые потери
Сотрудники Facebook со времени IPO потеряли в среднем по 2 миллиона долларов. Снижение стоимости акций Facebook плохо отразилось не только на инвесторов - оно также оказало существенное воздействие на работников компании. Каждый сотрудник в среднем потерял 2 миллиона долларов с тех пор, как в мае компания стала публичной - без учета потерь высшего руководства, которые были значительно больше. В начале октября 2012 года средняя стоимость пакета акций Facebook, которыми владеют сотрудники, составляла 2.5 миллиона долларов.
Шерил Сандберг, главный операционный директор (СОО) Facebook с момента IPO потеряла более 700 миллионов долларов. Потери Марка Цукербегра, со-основателя и главного исполнительного директора Facebook, составили уже 10.5 миллиардов долларов.
Начальная цена акций Facebook была 38 долларов, но их стоимость быстро снижалась, и в начале сентября опустилась до 17.55 долларов. После этого цена немного поднялась и достигла 21 долларов, но она до сих пор остается ниже стоимости IPO. Конечно, многие люди, занимающие руководящие должности в компании, по-прежнему являются владельцами немалых капиталов в акциях Facebook, и гораздо более существенной проблемной, чем денежные потери, является снижение морального духа сотрудников и опасность, что лучшие из них могут сменить место работы. Очевидно, многие хотели продать акции по цене выше стартовой после того, как в конце этого месяца закончится период ограничений, который действует для сотрудников. Вместо этого им придется либо отложить продажу в надежде на то, что наступят лучшие времена, либо продать акции по цене значительно ниже ожидаемой: и то, и другое - не лучшие сценарии.
Цукерберг и другие члены руководства начали открыто признавать наличие проблемы, и проводить собрания, на которых говорят о тревогах сотрудников, связанных со снижением стоимости акций Facebook.
Конечно, это - не единственная компания, чьи акции существенно упали в цене после первичного публичного предложение - то же самое было, например, у Groupon и Zynga - но если ситуация не улучшится, у Facebook могут возникнуть трудности с удержанием талантливых сотрудников, которые играют огромную роль в развитии высокотехнологичных компаний.
Более того, до сих пор неясно, сможет ли стоимость акций компании подняться хотя бы до уровня IPO. Некоторые эксперты говорят, что цена на акции даже сейчас завышены, а на самом деле их цена должна составлять 15 долларов. В прошлом месяце андеррайтеры Facebook Morgan Stanley и JP Morganсущественно умерили свои прогнозы относительно возможных прибылей в течение следующих 12 месяцев. Теперь прибыль прогнозируется исходя из предполагаемой стоимости акций в 28 долларов. Если прогноз окажется верным, сотрудникам Facebook придется долго ждать, пока стоимость акцией достигнет хотя бы той, какой она была на старте IPO.