Любой банкир скажет вам, что в каждой сделке кто-то обязательно остается в дураках, и важно знать, кто это. Если вам это неизвестно, очень вероятно, что дураком оказались именно вы. В данном случае есть несколько кандидатов в дураки, и наиболее очевидный из них - сам Facebook.
За несколько недель до IPO сообщалось, что Facebook выплатил банкам, осуществлявшим процедуру IPO, в общей сложности около 100 миллионов долларов; один только Morgan Stanley получил за свою работу 35 миллионов. На что пошли такие суммы? Специалисты говорят, что все просто - корпорациям приходится платить такие огромные деньги, потому что глобальные инвестиционные банки образуют картель.
Теоретически...
Согласно теории свободного рынка, выгодные цены привлекают новых клиентов, что вызывает снижение стоимости товаров и услуг. Однако для того, чтобы выйти на рынок, новым инвестиционным банкам приходится преодолевать множество высоких барьеров. Исполнительные директора крупных корпораций обычно предпочитают заплатить баснословную сумму, только бы не работать с банками, о которых они никогда не слышали. Репутация имеет решающее значение. Для исполнительных директоров важно осуществить сделку, а не снизить ее стоимость; в конце концов, разве жалко отдать 50 миллионов друзьям?
Можно провести аналогию с продажей дома. В универмаге вы внимательно сравниваете цены на разные виды чая и хлеба, и при прочих равных условиях выбираете наименее дорогой вариант. Но если вам нужно продать дом, вы обращаетесь в агентства по недвижимости, где вас сразу встречают озвучиванием немалых цен за услуги. Вы можете обратиться в несколько агентств, и цены будут практически одинаковыми. Вам известно, что эти агентства не делают ничего особенного и в принципе вы сами могли бы разместить объявление о продаже в интернете или периодических печатных изданиях, но, как и большинство людей, не решаетесь делать это без тех, кто называет себя специалистами по продаже недвижимости. При прочих практически равных условиях вы выбираете более дорогой вариант. Почти то же самое применимо и к банкам, которые нанимают для проведения IPO. Работник одного из крупных инвестиционных банков признавался: «Если бы корпорации знали, насколько проста большая часть нашей работы, они бы заплакали».
«Горячие акции»
Так для чего же Facebook нанимал столько банков? Все тот же работник, не называющий своего имени в прессе, говорит, что у этого есть две причины: одну открыто признают, другую - нет. Первое: у банков разные клиентские базы - то есть, у них есть отношения с конкретными инвесторами. Чем больше банков, чем на большее число инвесторов сможет выйти корпорация, готовящая IPO - в данном случае, Facebook. Второе: у каждого банка есть аналитики, которые составляют для инвесторов отчеты и рекомендуют им купить те или иные акции. Если вы наймете много банков, их лучшие аналитики окажутся на вашей стороне - значит, голоса, к которым прислушиваются денежные инвесторы, будут в вашу пользу.
Так что, все-таки Facebook окажется в дураках? Не так быстро. Покупка «голосов» аналитиков - необходимый элемент в процессе создания впечатления, что IPO будет пользоваться огромным спросом. По этому поводу - еще один комментарий бывшего сотрудника инвестиционного банка: «Если акции были очень «горячими» (вызывали ажиотаж до начала торгов), мы предлагали их крупным институциональным инвесторам в обмен на услуги. Аллокация таких акций очень прибыльна - вы знаете наверняка, что цены на эти акции пойдут вертикально вверх, как только откроются торги».
Услуги, которые оказывают крупные инвесторы, никогда не бывают явными. Например, институциональные инвесторы после аллокации проводят через банк свои сделки, и банк получает комиссию. Словом, формой вознаграждения в данном случае оказывается выгодное сотрудничество.
IPO Facebook - классический пример с «горячими акциями». Индивидуальные инвесторы будут стремиться купить акции компании, но сначала они осядут у тех инвесторов, которых выбрали банки. В первый день торгов цены на акции в результате ажиотажа взлетят, и крупные инвесторы, продав их, извлекут быструю прибыль и станут еще богаче. Индивидуальные инвесторы, возможно, смогут купить акции по завышенной цене, а через несколько дней или недель их стоимость начнет падать более или менее быстро.
Значит, в дураках оказываются индивидуальные инвесторы? В целом, именно так, но нужно не забывать и про большие группы людей, которые инвесторами вообще не являются. Те самые услуги, на которые обмениваются «горячие акции» стоят денег, а чьими деньгами управляют институциональные инвесторы, например, пенсионные фонды? Деньгами миллионов людей, не имеющих отношения к биржевой торговле.