Эх, как быть, коль сидеть - неохота, стоять - неохота, лежать – неохота? Деловые партнеры – серые и приземленные, любовь всей жизни и страсть ночей – только о хлебе насущном, проценты падают, давление растет. А ведь так вот вспорхнул бы воробышком малым...
Почему же люди не летают?
Нет, ну почему же не летают? Очень даже летают. И есть для этого несколько способов.
Способ первый, мистический, отбросим сразу. Птицей быть опасно - грипп птичий, кошки, голодуха зимой, лапки мерзнут опять-таки. Так что волшебное превращение - не наш случай.
Способ второй, историко-технологический, нам тоже, пожалуй, ни к чему. Икар долетался? Долетался.
Способ третий, эволюционный, угнетает. Пока дождешься, от депрессии загнешься. Нет, если у вас нет в запасе нескольких миллионов лет, не рассчитывайте особенно на эволюцию.
Способ четвертый, «потоковый», конечно, ничего... Но в большом лайнере, рядом с храпящим дедулей в пенсне и сопливым младенцем в конце салона - где здесь ощущение полета? Разве что, когда в турбулентности завертит.
Способ пятый, единственно возможный. Если хотите летать, купите себе самолет. Или вертолет. Вы же не считаете частный самолет неким прогулочным аппаратом, по типу «Антилопы-гну» бедного пана Козлевича?
Нет, сегодня частная авиация - это не только прогулки. Это еще и так называемые трансферты - возможность деловых перелетов. Более того, для многих деловой перелет - это полет на работу. Поэтому во многих странах никого уже не удивляет вертолет Cessna, стоящий на лужайке у дома напротив. В Америке, например, насчитывается около 750 тысяч частных самолетов и вертолетов. Можно спокойно вылететь из загородного дома и через четверть быть уже на крыше небоскреба в полной рабочей готовности.
Но завести самолет не так просто, как, например, рыбок.
В большинстве европейских государств для частного владения различной авиации существуют свои суровые правила. Все, начиная с того, что частные самолеты рассматриваются как «предметы роскошной жизни» и облагаются при ввозе серьезными пошлинами. Самый распространенный способ сравнительно честно не отдавать законно заработанные деньги государству - оффшор. Кайманские острова, Бермудские, Аруба - регистрируете там свой самолет и экономите несколько миллионов «на топливо».
Схема проста и накатана предшественниками. Сначала создается компания, к которой после покупки самолета он переходит в собственность. Далее от нее подается заявка с просьбой принять данное летательное устройство в свой регистр авиационным властям необходимой страны. После тщательной проверки на хвосте судна рисуют специальный регистрационный номер, и самолет становится «гражданином» воздушного флота страны-регистратора. Но во всем этом есть и свои нюансы. Если самолет зарегистрирован как частный, то летать на нем сможет только владелец и члены его семьи. Самолет также нельзя будет использовать для коммерческой эксплуатации.
Самолеты для любителей (их называют джетами) условно делятся на 5 классов. В каждом есть свои лидеры, которые пользуются популярностью.
В первую группу входят компактные модели для перелетов на расстояние до полутора тысяч километров, рассчитанные на 5-6 пассажиров. Типичный представитель - Learjet 40 производства канадской компании Bombardier. Несмотря на малые размеры, он может лететь со скоростью 840 км/ч и при этом хорошо переносит сильную облачность и турбулентность.
Вторая группа - самолеты малого класса, с максимальной дальностью полета 3-4 тысячи километров. Салоны этих моделей более просторные и рассчитаны на 8 пассажиров. Наиболее востребованными являются канадские Learjet 60, а также американские Hawker 800 и Cessna XL.
Джеты третьего класса рассчитаны на 9-14 пассажиров, способны на беспосадочный перелет до 7,5 тысяч км. Наибольшим спросом пользуются французские Falcon, американские Gulfstream G200 и канадский Challenger 604.
Модели для межконтинентальных перелетов - американский Gulfstream V без дозаправок преодолевает расстояние более 12,5 тысяч километров.
Джеты высшей категории - лидер, без сомнения, Boeing Вusiness Jet (BBJ). Это настоящий воздушный дворец, летящий со скоростью 870 километров в час. Но стоить он будет немало: только за корпус без отделки придется отдать порядка 15 миллионов. Есть и неудобства - нужен персональный ангар соответствующих размеров.
Дальше - выучить правила эксплуатации летательного аппарат и различные тонкости его использования в вашей стране пребывания. И все - можно летать. Только вряд ли кто вас назовет воробушком...
Наталия Руденко