С давних пор человечество стремилось подняться в воздух. Чтобы преодолеть стихию, проверить собственную отвагу, мужество и ловкость. Выплеснуть адреналин и познать новые ощущения. Доказать, что люди могут летать; пусть не как птицы, зато гораздо быстрее, выше, комфортнее. Правда, Зигмунд Фрейд попытался спустить романтиков на землю, истолковав тягу в небеса, как неосознанное стремление вернуться в однородную среду внутриутробного существования. И желание летать - только неправильно интерпретированная потребность плавать в невесомости. Впрочем, эта теория психоаналитика не добавила ему популярности.
Можно утверждать, что Россия переживает сейчас период повышенного интереса к частной авиации. Стоимость небольшого самолета сравнима с затратами на престижную иномарку. Получить удостоверение пилота можно в многочисленных клубах, налетав 42 часа, из них 9 - самостоятельно. С учетом российских расстояний и ситуаций на дорогах с бесконечными пробками и авариями, частный самолет выглядит вполне обоснованной панацеей.
Нисколько не удивителен тот факт, что сначала в России стали продавать самые дорогие импортные самолеты. Это противоречило общемировой практике, но вполне укладывалось в национальные реалии. В стране мало обеспеченного среднего класса, испытывающего потребность в судах соответствующей ценовой категории. Точнее потребность есть, но она удовлетворяется продукцией российских авиазаводов. Если оперировать цифрами, то это выглядит так: 70 % рынка занимают самолеты стоимостью больше 20 миллионов долларов, 30 % - менее дорогие суда. В мире же ситуация обратная.
Сравнивать российские и импортные самолеты - занятие неблагодарное. Российские аналоги в классе легких судов не выдерживают критики. Во-первых, это морально устаревшая техника. Во-вторых, зачастую вылетавшая положенный ресурс. Тем не менее, самыми распространенными частными самолетами продолжают оставаться отечественные модели: четырехместный Як-18Т, двухместный Як-52, десятиместные Як-40 и L-410. Причина банальна - низкая стоимость. Списанное судно можно приобрести всего за 30 000 долларов, тогда как новенький Як-18Т обойдется минимум втрое дороже. Впрочем, есть и у нас современная разработка - хорошо зарекомендовавший себя в качестве авиатакси нижегородский турбовинтовой 4-местный М-101Т. Однако этот самолет стоит уже порядка 1,3 миллиона долларов.
Импортные самолеты отличаются, в первую очередь, надежностью. Их корпуса давно делают не из алюминия, а из пластика. Кроме того, имеются навигационная и противообледенительная системы, автопилот, кислородные маски, спасательная парашютная система. Наиболее популярные в России самолеты - это американские Cirrus и Cessna, за которые придется отдать минимум $500 000 и $100 000, соответственно. Нередко покупают чешские двухместные Evrofoks, Koala, Lambada. Их цена начинается от 40 000 долларов. Но эти суда хороши для начинающих, серьезные полеты на них противопоказаны. Если же все-таки хочется покорить небо, то стоит присмотреться к турбовинтовым самолетам. Они экономичнее, быстрее и надежнее. К тому же, могут летать выше зоны турбулентности, что сказывается на комфорте. Но и ценовая категория уже совсем иная. Лидеры этого класса, швейцарский Pilatus и франко-германская Socata будут стоить никак не меньше 1,5 миллиона долларов. Что же касается дорогостоящих престижных моделей, то их могут позволить только солидные корпорации или самые обеспеченные граждане. Например, лайнер BBJ 3 стоит 80 миллионов долларов. Однако, и он просто теряется на фоне самолета Романа Абрамовича. Несколько лет назад олигарх прикупил Boeing-767 за 100 миллионов. После перепланировки, установки ванн, плазменных панелей и прочих предметов роскоши самолет стал оцениваться едва ли не в миллиард долларов.
Гораздо экономичнее брать самолет в аренду. Тем более, что предложений в этом сегменте рынка сегодня предостаточно. Понятно, что стоимость чартера будет высчитываться исходя из дальности перелета, количества пассажиров, типа питания, необходимости дополнительных сервисов. Приведем примеры стоимости на самые популярные направления. Перелет Москва-Кальяри, включая VIP-залы и питание по первому классу на Dassault Falcon-900 DX EX (14 пассажиров) - от 54000 евро. Москва-Ницца, включая VIP-залы и питание по первому классу на Embraer Legacy 135 LR (36 пассажиров) - от 58000 евро. Тот же рейс на Cessna Citation Encore+ (7 пассажиров) - от 23000 евро. Москва-Шамбери, включая VIP-залы и питание по первому классу на Bombardier Global 5000 (19 пассажиров) - от 45000 евро. Москва-Дубаи, включая VIP-залы и питание по первому классу на Gulfstream G 350 (16 пассажиров) - от 70000 евро.
Алексей Чернов