В 2000 году, прежде чем войти во второе пике и рухнуть в воды Тихого океана, лайнер компании Alaska Air, рейс 261 некоторое время летел вверх днищем. Бортовые самописцы зарегистрировали взволнованный голос капитана Teда Томпсона: «Хоть и вниз головой, но мы летим!»
Причиной катастрофы Alaska 261 стали серьезные повреждения двигателя, к слову, подобные вещи случаются довольно редко. А вот что послужило страшной причиной следующих катастроф:
- Самолет компании Eastern рейс 401 потерпел крушение, потому что один из членов экипажа постоянно думал о перегоревшей лампочке в пассажирском салоне;
- Авиакатастрофа рейса 593 Аэрофлота произошла после того, как командир экипажа позволил своему сыну посидеть за пультом управления;
- Два маленьких обрывка ленты, попавшие в двигатель и не замеченные наземными техническими работниками, стали роковыми для рейса 603 Aeroperú.
В свете самых ужасных катастроф в Испании и России мы хотели бы изложить 5 фактов об авиакатастрофах, которых вас удивят.
- Авиакатастрофа может стать позитивным опытом для выживших
На ежегодной конференции Американской Ассоциации Психологов (American Psychological Association) (1999) были представлены данные исследований, проведенных в университете Виржинии. Ученые пришли к уникальным выводам: люди, выжившие в авиакатастрофах, впоследствии оказывались более здоровыми с психологической точки зрения. Они проявляли меньше беспокойства, тревоги, не впадали в депрессию и не испытывали посттравматического стресса, в отличие от испытуемых из контрольной группы, никогда не имевших подобного опыта.
Ключевой здесь представляется проблема контроля, иными словами, до какой степени пережившие авиакатастрофу были уверены, что способны держать ситуацию под контролем, даже если они практически ничего не могли предпринять? Чем выше эта степень уверенности, тем здоровее человек, тем устойчивее его психика. Заметим, кстати, что этим людям не потребовалась психологическая поддержка сразу после катастрофы.
- Первые 90 секунд катастрофы называют «золотым временем»
Согласно многочисленным наблюдениям и зафиксированным данным, то, что делает человек в эти полторы минуты, определяет, есть ли у него хотя бы минимальный шанс выжить в авиакатастрофе. Люди охвачены паникой, это абсолютно естественно, однако быстрые, решительные действия, стремление поскорее убраться подальше от разрушенной машины, позволяют остаться в живых. Увы, тот, кто в суматохе пытается отыскать собственный багаж, практически обречен ....
По свидетельствам очевидцев, Travis Barker и Adam Goldstein практически срывали с себя горящую одежду, и это, вероятнее всего, спасло их. Многие в той катастрофе получили ожоги, несовместимые с жизнью. При подобных обстоятельствах сильнее всего страдают внутренние органы человека: вдыхание дыма лишает ткани кислорода, человек получает ожоги верхних дыхательных путей, токсичные вещества проникают в легкие.
- Многие авиакатастрофы происходят по причине нехватки топлива
Это недопустимое и вопиющее явление имеет абсолютно жуткое название: топливный голод. Оно происходит вследствие утечек и плохо закрытых крышек топливных баков. Печально известным примером может служить рейс 52 Avianca; по недоразумению наземные службы аэропорта Кеннеди не отреагировали на сообщение экипажа. Отказали все двигатели самолета, и он потерпел крушение на Лонг Айленде.
К несчастью, за последние десять лет печальную судьбу Avianca 52 разделили как минимум пять авиалайнеров.
- Коэффициент выживаемости возрастает, когда пилот совершает вынужденную посадку на воду
Какова главная причина роста числа выживших? Готовность пилота совершить вынужденную посадку. Разумеется, она осуществляется под контролем земли и может предотвратить катастрофу, при этом коэффициент выживаемости среди пассажиров превышает 50%. Вынужденная посадка совершается в экстремальных условиях, вот почему перед полетом пассажиров инструктируют об их действиях в случае такой посадки. Инструктаж длится всего 2 минуты, но почему-то многие пренебрегают им.
Бесспорно, стюардессы проводят этот инструктаж без особого воодушевления, но все же пытаются научить нас действовать в непредсказуемых обстоятельствах и, возможно, сберечь собственную жизнь - отчего бы каждому из нас не прислушаться к тому, что они говорят?
- Вероятность авиакатастрофы составляет всего 0,00001%
И последнее, чего вы наверняка не знаете об авиакатастрофах. Это величина вероятности, вычисленная профессором Jeff Rosenthal. Он подсчитал, что вероятность благополучного приземления вашего самолета равна 99,9999815%. Неплохо, не правда ли?
Цифра впечатляет, однако мы назвали ее вовсе не для того, чтобы победить аэрофобию у тех, кто ею страдает. На самом деле, чем чаще называются подобные цифры, тем более упорствуют аэрофобы. Почему? Да потому что внутренняя сущность и сложность той или иной фобии просто не подвластны цифрам. В конце концов, всякая фобия - явление иррациональное.
И все же цифры завораживают. К примеру, вероятность погибнуть в авиакатастрофе равна количеству рождающихся в мире четверок близнецов, и не просто четверней, а выношенных естественным способом, и не просто близнецов, а однояйцовых.