Авиакатастрофы в России: печальная тенденция
Авиакатастрофа под Ярославлем в сентябре 2011 года, в результате которой погибла практически весь состав ярославского хоккейного клуба «Локомотив», в очередной раз обострил вопрос о безопасности российской авиации. Ведь в настоящее время именно Россия наряду с США лидирует в мире по количеству трагических инцидентов с воздушными судами. Но при этом не стоит забывать, что в США гораздо большее число людей пользуется услугами авиакомпаний, значительно больше рейсов и самих самолётов.
Что случилось за последний год
2010 - 2011 годы стали действительно «чёрными» для российской авиационной отрасли, потому как за это время число авиакатастроф стало таким, что эти происшествия, во всём мире считающиеся экстраординарными, в России приобрели фактически привычный регулярный характер. Началась эта полоса в апреле 2010 года, когда под Смоленском разбился самолёт, на борту которого находилась польская делегация, летевшая в Россию для участия в траурных мероприятиях, посвящённых годовщину событий в Катыни. Согласно результатам расследования, причиной трагедии, в результате которой погибли 96 человек, в том числе президент Польши Лех Качиньский с супругой и многие представители польского руководства, стали сложные погодные условия и небрежность экипажа. А 2011 год стал поистине сводкой авиакатастроф:
- 1 января загорелся самолёт Ту-154Б-2 по рейсу «Сургут – Москва», погибли 3 человека, пострадали 40 человек;
- 5 марта в Белгородской области потерпел крушение учебный самолёт Ан-148-100Е, шесть человек погибли;
- 20 июня под Петрозаводском разбился самолёт Ту-134А-3, погибли 47 человек;
- 11 июля самолёт Ан-24РВ по рейсу «Томск – Сургут» совершил вынужденную посадку на реку Обь, погибли 7 человек, пострадали 30 человек;
- 9 августа в Магаданской области разбился транспортный самолёт Ан-12А, погибли 11 человек;
- 7 сентября разбился самолёт Як-42Д под Ярославлем, погибли 44 человека.
Тенденция последнего десятилетия
И ведь выше перечислены лишь наиболее крупные авиакатастрофы последнего года, не считая многочисленных происшествий за тот же период меньшего масштаба, когда число погибших не превышало одного - двух. А если вспомнить статистику с начала XXI столетия, то обнаружатся такие трагедии, как катастрофа самолёта Ту-154 в Иркутске, когда погибли 145 человек, катастрофа столкнувшихся Ту-134 и Ту-154 в результате терактов 2004 года, когда погибли 90 человек, катастрофа Аэробуса А-320 в Сочи (113 погибших) в 2006, катастрофа Аэробуса А-310 с 125 жертвами в том же 2006 году, трагедия в Перми с Боингом, унесшая жизни 82 человек. В результате даже представители правительства России вынуждены признать, что динамика авиационных инцидентов в стране очевидно негативная. За последние 10 лет общие потери государственной авиации в результате авиационных, чрезвычайных и наземных происшествий составили 280 воздушных судов, погибли 707 человек. Количество авиакатастроф за этот период выросло боле чем в 2 раза. А число погибших в них выросло вчетверо. С 2005 года по ноябрь 2007 года в ВВС России повреждено и не восстановлено до уровня летной годности 15 самолётов и вертолётов. Ежегодный ущерб от потерь воздушных судов в государственной авиации и затрат на проведение расследований превысил 100 миллионов долларов.
Виноваты отдельные факторы или общая ситуация?
Разумеется, при расследовании каждой отдельной авиакатастрофы профессионалами выясняется конкретная её причина. А причины у авиакатастрофы могут быть самыми разными: техническая неисправность, ошибка экипажа, террористический акт, сложные погодные условия, ошибка представителя диспетчерской службы, и так далее. И, действительно, встречаются случаи, когда наличествует каждая из перечисленных причин. Однако в последнее время всё большее число экспертов склоняются к тому, чтобы выделить три основные, систематические причины, по которым наблюдается рост авиационных катастроф в России:
- причина первая – высокая степень износа отечественной авиационной техники: ведь существенная часть гражданской и транспортной авиации оснащена самолётами советского образца, которые если и не устарели морально, то в техническом плане далеки от идеального состояния, тем более, что открываются всё новые факты снабжения самолётов поддельными запасными частями;
- снижение уровня качества подготовки лётного состава: как гласит мировая и российская статистика, в большинстве авиакатастроф главной или превалирующей причиной являются неверные действия экипажа во внештатной или даже в обычной ситуации – это усугубляется специфическими российскими проблемами (ухудшение качества специального образования, получаемого лётчиками, недостаточно жёсткие требования к квалификации пилотов при комплектовании штата частных авиакомпаний и так далее);
- отсутствие в России чётко выстроенной и действующей структуры, ответственной за контроль над пилотами и наказание за их нарушение профессиональной дисциплины и должностных обязанностей: все случаи нарушений обычно остаются внутри авиакомпаний и никакие дисциплинарные органы не наказывают провинившихся пилотов, которые впоследствии и становятся виновниками трагедий.