Расследование авиакатастроф: как неизвестное становится явным
Авиакатастрофы стали, увы, обычной частью современной жизни, частью трагической, но понятной. Они превратились в один из разрядов происшествий с транспортными средствами. Однако, ввиду специфичности самих транспортных средств и большим числом пострадавших, которым авиакатастрофы обычно сопровождаются, для них существует особый порядок расследования. А в связи с повышенным вниманием общественности к подобных случаям расследование фактически включает в непосредственно техническое расследование и освещение его прессой.
Действия профессионалов
Итак, основным с точки зрения выяснения причин авиакатастрофы является ряд следственных мероприятий, осуществляемых профессиональными специальными службами и подразделениями. Сразу после случившегося на место происшествия выезжает группа экспертов, представляющими либо Межгосударственный авиационный комитет, если речь идёт о катастрофе гражданского воздушного судна, либо Службу безопасности полётов, отвечающую за подобные действия в отношении военных самолётов. Эти группы работают непосредственно в полевых условиях, тогда как при профильных ведомствах, то есть при Министерстве транспорта или при Министерстве обороны, создаются комиссии по расследованию конкретного чрезвычайного происшествия. На месте катастрофы специалисты собирают все типы сведений, которые можно собрать: все вещественные остатки самолёта, все данные о состоянии погоды, об обстановке в воздушном пространстве на момент крушения, собираются все технические данные диспетчерской службы, если ЧП произошло на аэродроме или в непосредственной близости от него.
«Чёрные ящики», которые вовсе не чёрные
Наконец, особое внимание уделяется поиску бортовых самописцев, так называемых «чёрных ящиков» (хотя они представляют собой капсулы и покрыты краской яркого цвета), которых на самолётах обычно два – один записывает переговоры экипажа, второй фиксирует технические параметры полётов. Именно информация с самописцев в большинстве случаев является решающей для обнаружения причин авиакатастрофы. После обнаружения «чёрных ящиков» их немедленно отправляют в центральную комиссию по расследованию, где записи расшифровываются. Однако на месте крушения работа лишь начинается: все сохранившиеся части самолёта свозят на ближайшую воздушную базу, где их раскладывают вместе и по этой схеме эксперты пытаются моделировать ситуацию и восстановить ход событий. В результате уходит не один месяц, чтобы проанализировать все данные и составить подробный отчёт, в котором оцениваются все условия, действия экипажа и называются причины катастрофы. При этом профессионалы отмечают, что нередко имеет место быть не одна причина, а целая совокупность, но обычно основной причиной оказывается та, что наиболее очевидна уже на первом этапе расследования.
Как информация о расследовании становится достоянием общественности
Но общественности, которая обычно внимательно следит за ходом расследования авиакатастроф (срабатывает элементарный закон психологии – люди хотят знать, кто виноват или в чём причина), нужно хорошо понимать, что протокол следственной комиссии ещё не является официальным вариантом «истины в последней инстанции». Комиссия даёт технические сведения и рекомендации, на основании которых прокуратура принимает решение о возбуждении уголовного дела в связи с крушением и гибелью людей или о невозбуждении уголовного дела, если не установлена конкретные виновные. И уж только после представления дела в суд и судебного решения можно говорить официально о том, кто виноват в той или иной трагедии с воздушным судном.
Однако средства массовой информации ввиду особой важности дела практически никогда не пребывают в пассивном состоянии до решения суда по делу об авиакатастрофе, ведь этого суда можно ожидать долгие месяцы, а то и годы. Версии о причинах катастрофы журналисты начинают выдвигать практически сразу после самого происшествия. И здесь важно подойти к вопросу всесторонне, ответственно и максимально профессионально. Пока нет конкретного заключения следственной комиссии, выдавать какие-либо версии или данные в эфир или в печать нужно, основываясь лишь на надёжных источниках. Такими источниками могут быть сотрудники ведомств, ведущих расследования (то есть либо Межгосударственный авиационный комитет, либо Службу безопасности полётов), либо люди, являвшиеся свидетелями катастрофы (очевидцы падения самолёты, авиационные диспетчеры и так далее). Это, что называется, сведения из первых рук. Но так как чаще всего такие источники недоступны, то можно использовать мнения экспертов, которые либо каким-то косвенным образом привлечены к расследованию, либо имею богатый опыт в подобных следственных действиях. При этом нужно понимать: да, чаще всего истинной оказывается причина, озвученная большинством экспертов на ранней стадии расследования, но более или менее уверенно СМИ могут говорить о том, кто виноват, как минимум после обнародования протокола комиссии.