Фильмы про авиакатастрофы: зрителям хочется поострее
Кино это, конечно, искусство, однако для широких зрительских масс оно всегда, с самого начала его существования, и по сей день остаётся прежде всего способом развлечения, увлекательным и высокотехнологичным аттракционом. Поэтому кинопродюсеры и сценаристы стараются выбрать максимально острые темы, которые позволят создавать зрелищные остросюжетные фильмы. И в этом плане мало что сравнится по потенциалу зрелищности с тематикой авиакатастроф, как бы цинично это ни звучало. Поэтому фильмов, посвящённых авиакатастрофам и где происшествия с самолётами так или иначе фигурируют, великое множество. Вспомним лишь некоторые из них.
«Экипаж»
Советская кинокартина «Экипаж», снятая в 1979 году, явилась своего рода «нашим ответом Западу»: в семидесятые годы в Голливуде начали набирать популярность фильмы-катастрофы, в которых нередко главную роль «исполняли» именно самолёты. По понятным причинам американские фильмы не могли попадать в советский кинопрокат, а так или иначе молва о новой моде в мире кино до советских людей доходила. Поэтому было принято решение снять собственный фильм-катастрофу на авиационную тему. Фильм «Экипаж», снятый режиссёром Александром Миттой по написанному им же в соавторстве с несколькими сценаристами сценарию, рассказывал о том, как советский самолёт приземлился в аэропорту, рядом с которым началось землетрясение и извержение вулкана. Перед героями стояла задача не только взлететь с повреждённой взлётной полосы, но и благополучно добраться в безопасное место на неисправном самолёте. Фильм пользовался большой популярностью: сама тема была нова для советского зрителя, присутствовал великолепный актёрский состав (Георгий Жжёнов, Леонид Филатов, Анатолий Васильев, Александра Яковлева, Екатерина Васильева), к тому же впервые в широком прокате был фильм с практически эротической сценой.
«Пассажир 57»
Одним из наиболее популярных остросюжетных голливудских фильмов, связанных с авиационной тематикой, в начале девяностых годов стал боевик «Пассажир 57» (1992). По сюжету, самолёт, на котором летит сотрудник службы безопасности, оказывается захваченным террористами – на нём под охраной перевозили заключённого, главаря террористической группы. Сообщники решили освободить своего шефа, убили охрану и захватили самолёт. Таким образом, противостоять им может только сотрудник безопасности в исполнении Уэсли Снайпса. При всей своей незатейливости для своего времени «Пассажир 57» был весьма популярным фильмом, который знаменателен ещё и тем, что в нём одну из первых своих заметных киноролей сыграла модель и будущая звезда Элизабет Хёрли.
«Крепкий орешек-2»
Двумя годами ранее на экраны вышел фильм. Также посвящённый трагическим событиям с самолётами и террористической угрозе, который стал не просто успешным в своё время, а настоящей классикой голливудских боевиков. Речь идёт о боевике «Крепкий орешек-2», выпущенном в 1990 году, после которого Брюс Уиллис окончательно стал звездой международного масштаба. Вашингтонский аэропорт стал жертвой атаки террористов: группа бывших профессиональных наёмников под руководством полковника Стюарта взяла под контроль управление диспетчерской службой для того, чтобы вынудить власти отдать им преступного генерала из одной латиноамериканской страны. Но в аэропорту оказался, встречая рейс со своей женой, полицейский Джон Макклейн, который разрушит планы злодеев. И хотя один самолёт с пассажирами ему спасти не удалось, но террористы не ушли от возмездия.
«Турбулентность»
Оценив выгодность использования тематики авиационных катастроф, голливудские продюсеры в девяностые годы стали всё чаще делать ставку именно на неё. Так в 1997 году появился фильм «Турбулентность», главные роли в котором исполнили Рэй Лиотта, Лорен Холи, Брендан Глиссон. Его сюжет во многом напоминает сюжет фильма «Пассажир 57» - только в этот раз на обычном коммерческом рейсе перевозят уже не одного преступника, а сразу целую группу. При попытке преступников освободиться гибнет вся охрана и почти все преступники, кроме одного, который убеждает обычных пассажиров в своей невиновности, но в действительности является серийным убийцей-маньяком. Он захватывает самолёт и шантажирует власти требованием дать ему скрыться за границу. Судьба фильма в кинопрокате и в оценках критиков была неудачной.
«Самолёт президента»
Гораздо более успешным был стартовавший в том же 1997 году фильм «Самолёт президента» с Харрисоном Фордом, Гари Олдменом и Гленн Клоуз в главных ролях. Президент США, в исполнении, разумеется, Харрисона Форда, оказывается захваченным вместе с семьёй и сотрудниками на борту собственного самолёта. Захватчиками оказалась группа террористов из Казахстана, чей предводитель (в исполнении, разумеется, Гари Олдмена) требует от вице-президента США (Гленн Клоуз) добиться от российских властей освобождения генерала Радека. Однако российские власти отказываются это делать, ибо освобождение Радека означает гражданскую войну. Самому же президенту удаётся сбежать от террористов, но теперь ему нужно не только освободить свою семью, но и успеть взять самолёт под контроль до того, как американские власти, верные курсу на отказ от сотрудничества с террористами, собьют «Борт №1». Фильм «Самолёт президента» оказался весьма востребован зрителем и собрал в мировом прокате более 315 миллионов долларов.