Авиакатастрофы мира: никто не застрахован
Существуют беды локальные, национальные, территориальные. Которые целиком или преимущественно затрагивают отдельные регионы или страны. А существуют беды общемировые, которые не знают пространственных ограничений и от которых никто не застрахован ни в Лос-Анджелесе, ни в Кейптауне, ни в Тюмени, ни в Улан-Баторе. И к числу таких интернациональных бедствий относятся авиакатастрофы.
Авиакатастрофы – неминуемый спутник авиации
Авиация только-только начала делать первые шаги по земле, вернее, по воздуху, а авиакатастрофы уже были тут как тут вместе с человеческими жертвами. Уже в 1908 году приключилась первая катастрофа, участником которой стал один из пионеров авиации. Орвилл Райт. Правда, сам Райт не пострадал, но вот пассажир самолёта, которого он взял в полёт, погиб. И с того момента начался печальный отсчёт и количества крушений самолётов, и числа расставшихся в этих инцидентах с жизнью людей. Впрочем, до шестидесятых годов XX столетия число жертв авиакатастроф было относительно небольшим. Дело в том, что основная масса полётов совершалась транспортными военными самолётами, на которых были преимущественно лишь немногочисленные экипажи. А вот примерно полвека тому назад начался бум гражданской пассажирской авиации. Это означало, что многократно возросло соотношение людей, приходящихся на один вылет самолёта. Следовательно, при крушении самолёта было большее число жертв. Такая вот печальная арифметика. Нужно сказать, что первое место по числу погибших в авиакатастрофах людей принадлежит США: с 1945 года по начало двухтысячных число жертв составило почти 10 тысяч человек. На втором месте по этому показателю находится Россия – с 1945 по 2006 годы погибло более 5,5 тысяч человек.
Повышение безопасности – не пустой звук
Вместе с тем неоспоримым фактом является то обстоятельство, что за последние тридцать лет в мировой авиации сделан большой шаг вперёд по части повышения безопасности полётов. И это даже с учётом того, что рост численности авиапассажиров и количества самолётов и рейсов, ими совершаемых, выросло на порядок. Разумеется, по разным странам и авиакомпаниям показатели различны, и в некоторых случаях тенденция, напротив. на увеличение количества авиакатастроф и жертв. Однако, если анализировать общемировые показатели, то очевидно – крушений самолётов становится меньше, как и число погибших людей. Правда, существенно увеличился показатель количества потерянных человеческих жизней, приходящихся на каждую катастрофу, но это горькая плата за технический прогресс: самолёты становятся вместительнее, на них летает всё больше людей. В двухтысячные годы отмечается наиболее низкий мировой уровень по числу катастроф и жертв начиная с шестидесятых годов, когда авиация начала принимать современный характер. В семидесятые годы количество авиакатастроф ежегодно составляло более трёхсот, в восьмидесятые и девяностые – более двухсот каждый год. А вот в двухтысячные число катастроф и жертв в общем снизилось: в 2004 году погибли 766 человек в 165 катастрофах, в 2005 году погибли 1454 человека в 184 катастрофах, в 2006 году погибли 1293 человека в 164 катастрофах, в 2007 году погибли 965 человек в 136 катастрофах, а в 2010 году погибли 786 человек в 94 катастрофах.
Почему падают самолёты
Конечно же, главным вопросом в отношении проблемы авиакатастроф является вопрос о причинах крушений самолётов. И в данном случае приходится признать, что идеальных самолётов, защищённых от всех опасных факторов, просто не существует, как не существует вообще абсолютно безопасных и надёжных транспортных средств. Конечно же, современные самолёты не в пример надёжнее в техническом плане и совершеннее в плане безопасности, чем их предшественники полувековой или даже тридцатилетней давности. Что и говорить, если многие современные пассажирские самолёты оснащены не только специальными спасательными средствами на случай аварийной посадки на воду, но и системами защиты от террористических атак, например, от ракетных ударов.
Но даже несмотря на это, технические проблемы продолжают оставаться одними из основных причин авиакатастроф, а к таковым относятся также ошибки экипажа, ошибки диспетчерских служб, случаи крушений в результате намеренных или случайных действий военных или терроризма и саботажа, сложные погодные условия. Любопытно, что на первом месте находится всё-таки фактор неправильных действий пилотов – на них приходится 50% всех авиакатастроф. Технические неисправности находятся на втором месте, но значительно уступают – 22% инцидентов. Далее идут сложные погодные условия, провоцирующие катастрофы в 12% случаев. На четвёртом месте – случаи, связанные с терроризмом, саботажем и так далее, 9%. Затем располагаются ошибки диспетчерских или иных смежных служб (7%). Кроме того, существует наглядная статистика, демонстрирующая, какие фазы полёта являются наиболее рискованными. И тут основная часть приходится на фазу посадки – 51% катастроф и 18% жертв; второе место у фазы взлёта (17% катастроф, 22% жертв), третье – у фазы набора высоты (8% катастроф, 25% жертв).