Время конструкторов-романтиков безвозвратно ушло. Навскидку даже сложно сказать, когда кто-либо делал изобретения исключительно из любви к механике или руководствуясь желанием установить рекорд. Нынешние механизмы, имеющие право ставить перед своим названием качественно-количественную характеристику «самый», были разработаны для решения строго определенных задач. И самые большие самолеты мира - не исключение.
Ан-225 «Мрия» - самый тяжёлый и грузоподъёмный самолёт в мире. Разработан в Авиационном научно-техническом комплексе имени Антонова (Киев, Украина) в 1984-1988 годах. Первый полет совершил 21 декабря 1988 года.
Ан-225 - это шестимоторный турбореактивный высокоплан со стреловидным крылом и двухкилевым оперением. Создан на основе тяжёлого транспортного самолёта Ан-124. История появления этого гиганта связана с советской космической программой «Буран». Для перевозки тяжелых частей ракеты-носителя и космического корабля от места сборки до космодрома требовался сверхгрузоподъемный транспорт. Также предполагалась возможность использования подобного самолета в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля. Поставленные задачи требовали грузоподъемности не менее 250 тонн. Такой вес был способен поднять и Ан-124, но только наружным грузом. Однако особенности конструкции ракеты-носителя и космического корабля были таковы, что самолету требовалось, как минимум, заменить хвостовое оперение. Тогда конструкторы посчитали целесообразным разработать новую модель на основе Ан-124, которая будет идеально соответствовать своему предназначению.
Размеры грузовой кабины Ан-225: длина - 43 м, ширина - 6,4 м, высота - 4,4 м. Над ней расположена кабина для экипажа из 6 человек и помещение для 88 человек, сопровождающих груз. Системы управления имеют 4-кратное дублирование. Самолет может транспортировать оборудование различных габаритов, как помещенное в грузовую кабину, так и крепящееся снаружи фюзеляжа. Максимально допустимый вес груза - 250 тонн.
Airbus А380 - самый большой самолет для пассажирских перевозок. Этот двухпалубный лайнер имеет следующие размеры: высота - 24 м, длина - 73 м, размах крыльев - 79,4 м. В стандартной конфигурации вмещает 555 пассажиров, чартерная версия способна принять на борт 853 человека. Рассчитан на беспосадочные перёлеты на расстояние до 15 000 км.
Airbus А380 - самый экономичный из лайнеров подобного класса. Он расходует 3 литра топлива на одного пассажира на 100 километров пути. На разработку этой модели ушло 10 лет и 12 миллиардов евро. Самолет был заявлен как альтернатива Боингу-747, который до появления Airbus А380 в течение 35 лет пожинал лавры самого большого авиалайнера. Однако, новинка от Airbus быстро потеснила американского конкурента. И дело не только в экономичности. Боинг-747 может перевозить 400 пассажиров, а стоит на 15% дороже.
Самым большим достижением конструкторов Airbus А380 можно считать то, что они добились удивительного снижения веса. Это стало возможным благодаря применению нового и совершенно уникального по исполнению композиционного материала, из которого сделали фюзеляж и крылья. Airbus А380 на 40 % состоит из графита.
Кстати, Airbus предложила и грузовую версию A380F. Грузоподъемность этого самолета 150 тонн, дальность полета 10 000 км.
Airbus А380 совсем недавно стали поступать в продажу, а желающие их приобрести уже подают заявки. Причем, обладать самыми вместительными авиалайнерами стремятся не столько авиакомпании, сколько частные лица. Принц Аль-Валид бин Талал бин Абдул Азиз Аль-Сауд, двоюродный брат короля Саудовской Аравии готов выложить 500 миллионов долларов. Из этой суммы только 320 миллионов заплачено за самолет. Остальное - плата за отделку, которая предполагает покрытие фюзеляжа снаружи сусальным золотом, а внутри - сооружение роскошного салона-гостиной, столовой на 14 персон, ванны с джакузи и сауной, кинотеатра, спортзала, спальни.
Роман Абрамович решил не отставать от шейха и также приобрел Airbus А380. Ему лайнер обошелся в 300 миллионов долларов. Владелец «Челси», разумеется, немедленно поручил немецкой компании Lufthansa Technik заняться перепланировкой салона. Что именно пожелал видеть Абрамович в своем новом самолете, пока сказать сложно, но ориентир, скорее всего, будет на те же самые роскошества, что заказал саудовской принц.