Самый большой радиоуправляемый самолет
Применение дистанционно управляемой техники, самолетов, кораблей, железнодорожных составов, кранов-манипуляторов и самоходных установок считается очень перспективным направлением для научных разработок. Тем более что с каждым годом сфер для применения такого оборудования становится все больше: транспортные и строительные задачи, спасательные и, конечно, военные операции. Как это ни печально, во многих отраслях именно военные цели служат основным стимулом инновационных разработок. Так происходит и с разработками беспилотных летательных аппаратов (радиоуправляемых самолетов без экипажа на борту).
Первую попытку приписывают военному инженеру Чарльзу Кеттерингу, который на заре самолетостроения заинтересовался изобретением братьев Райт. В 1910 году этот американец воплотил свою концепцию в жизнь - его модели, оснащенные часовым механизмом, способны были долетать до врага, где сбрасывали крылья и превращались в бомбы. Но настоящим началом разработки беспилотных летательных конструкций считаются тридцатые годы. В Великобритании в 1933 году разработали первый многоразовый беспилотник. В немецком рейхе на основе ракет FAU и самолетов Fw 189 было построено несколько радиоуправляемых моделей, причем базовые технологии оказались столь удачны, что использовались вплоть до восьмидесятых. В Советском Союзе первые опыты с беспилотными летательными аппаратами также относятся к тридцатым, но лидерство в этой отрасли СССР захватил в шестидесятые благодаря разработкам КБ Туполева.
Современная ситуация БПЛА
Бум беспилотных технологий начался в девяностые, когда перед армиями многих стран встали задачи по разведке, аэрофотосъемке и уничтожению далеко расположенных целей, обрисовалась террористическая угроза и появилась необходимость в применении высокоточного оружия. Почетное третье место в пятерке лидеров по производству и применению беспилотных летальных аппаратов кроме США, Британии, Франции и России, занимает Израиль, а в десятку входит также и ЮАР. Такому интересу страны обязаны затяжным войнам на своих границах. Израиль свои первые беспилотники применил в 1969 году, а на данный момент на вооружении ХАЦАЛа состоят как компактные аппараты Skylite, так и настоящие гиганты типа Heron, который способен работать более полутора суток на высоте в 13 километров, его собственный вес составляет 4 тонны, а полезная нагрузка около тонны. ЮАР свои беспилотники опробовала в Анголе в 1986 году и с тех пор постоянно наращивает их количество.
США – лидер в разработке и применении беспилотников
Безусловно, лидирующие позиции в беспилотном самолетостроении занимают США, которые вкладывают огромные средства в программу беспилотных летательных аппаратов. Их вооруженные силы оснащены целой гаммой разнообразных беспилотников как наземного, так и корабельного базирования: малоразмерными самолетами Raven, Desert Hawk и Scan Eagle, вертолетами серии Scout и высотными аппаратами Predator. Эта техника предназначена для выполнения разведывательных задач, обеспечения корректировки огня и боевых действий. На вооружении США находится и самый большой радиоуправляемый самолет в мире RQ-4A Global Hawk. Огромный аппарат имеет длину 13 метров и размах крыльев около 35 метров. Полетный потолок в 18 километров и 30 часов беспрерывного полета подходит для выполнения патрульно-охранных функций на больших территориях. Полная масса чуть менее 15 тонн и возможность нести на борту высокоточное ракетное и бомбовое вооружение позволяет выполнять различные боевые задачи. Первый такой беспилотник поступил на вооружение ВМС США в 2004 году, а боевое крещение он получил в Ираке в 2006 году.
Самый большой радиоуправляемый самолет
Не стоит думать, что беспилотный летательный аппарат – это просто самолет без экипажа. На самом деле Global Hawk состоит из целого комплекса оборудования, чья стоимость составляет порядка 125 миллионов долларов, из которых цена самого аппарата всего лишь 35 миллионов. Комплекс состоит из трех трейлеров с антеннами и кабелями, генераторами и станциями, отдельно управляющими взлетом/посадкой и полетом. Кроме того, в комплекте силовая аппаратура, двигательный стенд и запчасти. Все это добро транспортируется двумя военно-транспортными самолетами C-17.
Фюзеляж RQ-4A Global Hawk алюминиевый, а V-образный хвост и крылья из композитных материалов. Комплект самого современного оборудования позволяет выполнять как разведывательные, так и боевые функции. БПЛА может нести 1 390 кг полезной нагрузки, но основное его оборудование: радар, дневная и инфракрасная цифровые камеры, которые имеют два режима работы: сканирование десятикилометровой полосы или съемку квадратами со стороной в 2 километра с разрешением 0,3 метра. Радар позволяет производить съемку в любых погодных условиях с разрешением в 1 метр. Связь с управляющим комплексом может производиться по спутниковому каналу со скоростью 50 Мбит/с или по радиоканалу УКВ со скоростью 137 Мбит/с. За сутки работы Global Hawk может произвести съемку 138 тысяч квадратных километров или получить почти две тысячи снимков.
В настоящий момент в мире 33 аппарата Global Hawk различных модификаций: RQ-4A и улучшенная версия RQ-4B, вариант RQ-4E Euro Hawk для немецких ВВС и MQ-4C для ВМФ США. Кроме того, сейчас разрабатывается полностью автономная модификация KQ-4.
Несмотря на высокие первоначальные затраты, беспилотные летательные аппараты исключают риск человеческих потерь, имеют большую продолжительность и дальность полетов. Они заслужили отличную репутацию в качестве высокоэффективных боевых и разведывательных средств.