Самый большой транспортный самолет
Неудивительно, что большие транспортные самолеты во многом явились следствием холодной войны, так как сама их концепция изначально подчинена военным целям и должна была способствовать переброске больших грузов на значительные расстояния. Поэтому и лидерство в этой области принадлежало, соответственно, американской и советской военной авиапромышленности.
Америке тоже приходилось догонять
Самый большой западный транспортный самолет - американский военно-транспортный самолет С-5 Galaxy. Любопытно отметить, что этот самолет стал одним из случаев, когда американской военной промышленности пришлось реагировать на успехи советской авиации, в 1965 году выпустившей первый по-настоящему большой военно-транспортный самолет. Армия США не могла позволить отставать от вероятного противника в одной из наиболее важных военно-тактических характеристик, поэтому разработка достойного ответа осуществлялась ускоренными темпами. В результате самолет, названный С-5 Galaxy, совершил свой первый полет уже в середине 1968 года.
В настоящее время используется главным образом модификация С-5B Galaxy, более 120 этих машин состоит на вооружении армии США. Для экипажа предусмотрены как сама кабина, так и места для отдыха сменного экипажа (при полетах на большие расстояния). Кроме того, верхняя часть самолета может стать пассажирским отсеком, здесь предусмотрено разворачивание сидений для 75 человек – таким образом, С-5B Galaxy способен транспортировать и незначительные военные части (в боевых условиях возможна транспортировка 270 солдат с учетом вместительности грузового отсека). Непосредственно грузовой отсек имеет габариты в 4 метра в высоту, 5,8 метра в ширину и почти 37 метров в длину. Размах крыльев самолета достигает почти 68 метров, площадь крыла составляет около 576 квадратных метров, длина самолета превышает 75 метров, а максимальная взлетная масса равняется почти 380 тоннам. При этом С-5B Galaxy может подниматься до высоты почти в 11 тысяч метров, преодолевать расстояние в 10400 километров и достигать скорости в 919 километров в час (крейсерская скорость – 888 километров в час).
«Антонов» – это звучит гордо
До момента распада СССР советские транспортные самолеты были самыми большими, они же, пусть уже и под флагом независимой Украины, остаются таковыми по сей день. Возможным это стало благодаря уникальным разработками Опытно-конструкторского бюро (РКБ) имени Антонова. В восьмидесятые годы самым большим транспортным самолетом планеты был Ан-124 «Руслан», имевший как его советские предшественники и американские конкуренты, прежде всего военную направленность. Свой первый полет он совершил в конце 1982 года, а уже три года спустя этим самолетом было установлено более 20 мировых рекордов, включая показатель грузоподъемности (более 171 тонны груза были подняты на высоту в 2 тысячи метров). Размах крыльев Ан-124 составляет более 73 метров, его длина почти 70 метров, максимальная взлетная масса около 400 тонн, крейсерская скорость 865 километров в час при максимальной высоте полета в 12 километров. В девяностые годы из-за сложностей украинской авиапромышленности производство «Руслана» было приостановлено, однако есть данные, что в 2016 году оно возобновится уже на российских предприятиях.
В самом конце восьмидесятых годов «Руслана» на вершине пьедестала самых больших транспортных самолетов решительно подвинул другой питомец ОКБ имени Антонова – шестимоторный турбореактивный самолет Ан-225. Он разрабатывался на протяжении четырех лет и первый пробный полет совершил в 1990 году.
Так сложились исторические обстоятельства, что полноценную жизнь самолет начал уже под украинским флагом и с украинским названием – Ан-225 «Мрия». Этот самолет действительно заслужил право называться «мечтой» (так переводится с украинского его имя): ведь он разрабатывался в первую очередь для обслуживания самой возвышенной сферы (для транспортировки компонентов космических кораблей), и в итоге стал самым большим транспортным самолетом в мире. Размах его крыльев превышает 88 метров, а его длина ненамного меньше – 84 метра. Его потенциальная грузоподъемность составляет небывалые 250 тонн, а размеры грузового отсека представляют собой 4,4 метра в высоту, 6,4 метра в ширину и 43 метра в длины. Без дозаправки самолет Ан-225 может преодолеть расстояние в 15400 километров, причем во время полета способен подняться на высоту 11 километров. Все эти показатели позволяют Ан-225 оставаться самым большим транспортным самолетом в мире, что он доказал относительно недавно: в 2009 году был установлен рекорд – «Мрия» транспортировала груз массой 187 тонн, что является мировым рекордом для транспортной авиации.