Самый большой военный самолет
По части постройки самых больших летающих аппаратов Россия, а потом и Советский Союз постоянно удивляли весь остальной мир. Первый летающий гигант ИМ-Е1 конструктора Сикорского увидел небо в 1914 году. С учетом размаха крыльев в 32 метра и восемнадцатиметровой длины его не зря назвали «Илья Муромец» Во время первой мировой войны этот четырехмоторный бомбардировщик был самым большим и тяжелым.
В 1969 году американской корпорации Lockheed удалось захватить пальму первенства и выпустить поистине огромный военно-транспортный самолет C-5 Galaxy, его тридцатисемиметровый грузовой отсек мог вместить 118 400 килограммов груза. Его максимальный взлетный вес составил 348 300 килограммов.
Однако в восьмидесятых советские конструкторские бюро поставили на крыло целую серию больших самолетов. Под руководством Бериева построили самую большую летающую лодку А-40 «Альбатрос», а в ОКБ Туполева выпустили самый большой в мире бомбардировщик Ту-160. И, наконец, конструкторское бюро Антонова спроектировало, а киевский завод «Авиант» построил военно-транспортный самолет Ан-124. И хотя силы НАТО прозвали его «Кондор», ему больше подходит богатырское название «Руслан».
Создание «Руслана»
Совершив свой первый полет 21 декабря 1982 года, Ан-124 вернул Советскому Союзу лидерство в этой отрасли. Его технические характеристики - взлетный вес более четырехсот тонн и размер грузового отсека более 1050 кубических метров - позволили экипажу испытателей под командованием Терского установить двадцать один мировой рекорд, в том числе по дальности полета (20150,92 км) и грузоподъемности (171219 кг).
Тяжелый военный самолет «Руслан» построен по классической схеме со стреловидным крылом. Он оснащен четырьмя турбореактивными авиадвигателями Д-18Т «Мотор-Сич». Двадцатичетырехколесное шасси позволяет садиться и взлетать с грунтовых аэродромов, а также изменять наклон и клиренс фюзеляжа, что вкупе с двумя грузовыми люками, расположенными в хвостовой и носовой частях, существенно облегчает загрузку. В отличие от верхней палубы, где расположена двойная кабина экипажа (рабочая на 7 человек и для отдыха восьми человек) и кабина сопровождения (до 21 человека), грузовой отсек герметизируется опционально.
При конструировании столь огромного самолета инженерам пришлось столкнуться с задачами, которые до этого момента никем в мире не решались. Вследствие продольной компоновки самолета необходимо было сохранить прочность конструкции и избежать тепловых расширений, кроме того, необходимо было максимально облегчить конструкцию. Для решения этих вопросов конструкторам пришлось отказаться от традиционной схемы управления с помощью тросов и рычагов, заменив ее электродистанционной управляющей системой. Большие размеры самолета обусловили наличие автоматизированной системы, следящей за техническим состоянием с более чем тысячью точек контроля. Для выполнения транспортных задач грузовой отсек Ан-124 оснащен различным погрузочно-разгрузочным оборудованием: передвижными кранами, роликовыми платформами, швартовочными элементами. Автономность обеспечивается с помощью навигационного пилотажного комплекса, системы связи, двух вспомогательных силовых установок и централизованной системы заправки под давлением или самотеком.
Гражданская жизнь Ан-124
Первоначально самолет Ан-124 предназначался для перевозки пусковых установок баллистических ракет и десантирования тяжелой военной техники и личного состава. Правда, из-за ряда конструктивных особенностей высадка десанта производилась сугубо наземным способом. Однако распад Советского Союза поставил перед руководством ОКБ Антонова и дочерним предприятием «Авиалинии Антонова» совсем другие задачи, для выживания им пришлось переквалифицироваться в компанию, предоставляющую уникальные транспортные услуги. Главная сложность состояла в том, что рынок таких услуг предстояло сформировать самим.
Модернизированному для коммерческих перевозок самолету Ан-124-100 пришлось перевозить самые разнообразные грузы: стопятидесятитонные карьерные самосвалы и стодевятитонный локомотив. В грузовом отсеке находилось 52 тонны золота и 60 000 голов кур. Из известных транспортных операций с участием «Русланов» стоит отметить спасение четырехсот пятидесяти беженцев из зоны военного конфликта в Ираке, доставку стодвадцатитонного крана для спасателей во время землетрясения в Армении в 1988 году и восьмидесятишеститонного насоса для аварийной АЭС Фукусима-1 в 2011 году.
К сожалению, несмотря на то, что эти аппараты себя отлично зарекомендовали в качестве универсальных транспортных самолетов, спрос на них не велик. При стоимости в 150-160 миллионов долларов они эксплуатируются в основном российскими и украинскими компаниями (исключения составляют два ливийских и один египетский «Руслан»). Впрочем, и производятся они на российском заводе «Авиастар» в Ульяновске и киевском заводе «Авиант».