Шедевры архитектуры появляются обычно в результате стечения целого комплекса объективных обстоятельств, которые затрагивают судьбу целого города или даже страны. Но встречаются в истории случаи, когда выдающиеся сооружения возводятся по одному лишь капризу того или иного человека, обладавшего на какой-то момент времени огромной властью. Именно следствием такой прихоти и стало появление здания парижской оперы, известной всему миру как Гранд-Опера, а во Франции преимущественно именуемой Опера Гарнье.
Пугливость одного пошла на пользу многим
Было это так: в 1848 году к власти вполне мирным и законным путём пришёл, победив на президентских выборах, Шарль Луи Наполеон Бонапарт, племянник великого Наполеона. Но уже три года спустя, в 1851 году, он совершил государственный переворот, республиканский строй сменил монархическим, а сам стал императором Наполеоном III. Личностью и политической фигурой он довольно быстро стали непопулярной, поэтому вскоре на него начали совершаться покушения. Одно из них, состоявшееся в январе 1858 года в здании парижской оперы на улице Ле Пелетье, произвело на императора такое неизгладимое впечатление, что он наотрез отказался посещать старую оперу вновь, опасаясь, что теперь ему там постоянно угрожает смертельная опасность. А так как Наполеон III оперу всё-таки ценил и не желал отказывать себе в удовольствии регулярно её посещать, он нашёл самый простой выход: просто распорядился построить новое здание.
Дело было начато с размахом: во-первых, тогдашний префект Парижа Осман активно сносил исторические районы города, где жила беднота, так что места под масштабное строительство хватало. Во-вторых, был организован конкурс среди архитекторов на самый лучший проект здания оперы. Конкурс длился около года, на него было представлено множество проектов от известных, малоизвестных и совсем неизвестных архитекторов – всего 171 работа. В результате анонимного голосования профессионального жюри конкурса победителем в 1861 году стал проект Шарля Гарнье. Этот тридцатипятилетний выходец из бедных слоёв общества относился ко второй, малоизвестной категории – хоть он и был уже обладателем престижной профессиональной Римской премии, однако никаких значимых проектов за ним не значилось, однако теперь у него появился проект всей его жизни. Строительство нового здания оперы началось в 1862 году и длилось почти тринадцать лет – официальное открытие состоялось в январе 1875 года, несмотря на то, что здание не было полностью завершено (некоторые части проекта Гарнье не закончены и по сей день).
Не подвиг, но что-то героическое в этом есть…
Воздвижение здания оперы, уже в 1871 году получившего название «Гранд» («большая, великая»), столкнулась со множеством проблем, трудностей и препятствий как объективного, архитектурного, так и субъективного характера. Так что Шарлю Гарнье понадобилось ни много ни мало совершить почти что подвиг, профессиональный и творческий.
Расположенная в центре Парижа, в его IX округе, опера на стадии строительства не знала проблем разве что с пространством – благо, Осман постарался расчистить место. Но так сложилось, что место было выбрано экстремальное с точки зрения монументального здания, нуждающегося в стабильном фундаменте. Строить Гранд-Опера Гарнье поручили на берегу Сены и вскоре после начала строительства было обнаружено, что именно здесь грунтовые воды подходят близко к поверхности и делают грунт неустойчивым и «текучим». Для решения этой проблемы пришлось сооружать огромную бетонную перемычку по всей длине будущего здания, чтобы создать надёжную опору. Но и этого было мало – далее обнаружилось, что именно под местом строительства протекает подземный приток Сены. Чтобы контролировать эту проблему, Гарнье придумал оригинальное решение – он не стал долго и бесполезно пытаться осушить приток, он просто направил его в специальный резервуар под фундаментом, своего рода подземное озеро, где вода собиралась и использовалась, в частности, для получения запаса на случай тушения пожара. Этот резервуар существует по сей день и раз в несколько лет его приходится осушать для дальнейшего наполнения.
По сравнению с этими сложностями остальные инженерные задачи Гарнье выглядели сущей безделицей, но на самом деле они тоже были решены блестяще. Здание, по форме прямоугольное, было вписано в ромбовидный участок, его фасад по внешнему виду продолжает композицию, начатую Восточной колоннадой Лувра, массивный фасад создан таким образом, что позволяет в общих чертах рассмотреть с улицы внутреннюю структуру здания, а техническое оснащение оперы было по тем временам ультрасовременным (в частности, системы пожаротушения, вентиляции и отопления). Наряду с этими были и сложности, с которыми Гарнье, при всём его таланте, сделать ничего не мог: строительство было прервано сначала франко-прусской войной, затем вооружёнными столкновениями в Париже и Парижской коммуной. Всё это привело к отстранению Наполеона III, заказчика строительства, от власти и на последнем этапе Гарнье фактически остался без финансирования. В конце концов, строительство было закончено, но именно организационные и финансовые сложности привели к тому, что здание Гранд-Опера не было сдано в полностью законченном виде. Тем не менее, Гранд-Опера не может не впечатлять своими хотя бы статистическими характеристиками даже в таком виде:
- длина здания 173 метра,
- ширина 125 метров,
- высота от нижней до верхней точки всего сооружения более 73 метров,
- размеры большого фойе 18 на 54 на 13 метров,
- размеры зала 20 на 32 на 31 метр,
- размеры сцены – высота 60 метров (45 метров над сценой, 15 метров под ней),
- ширина 48,5 метров (открытое зрителю пространство – 16 метров),
- глубина сцены 27 метров.
Александр Бабицкий