Версаль, некогда загородная королевская резиденция, ныне уже пригород французской столицы. Однако в глазах многих туристов они слились воедино - потому что побывать в Париже и не заглянуть хотя бы на день в Версаль, это то же самое, как выстоять огромную очередь в Лувр и так и не увидеть «Мону Лизу». Ведь Версаль давно уже превратился в один из символов Франции.
Все началось с охоты
Местность, где ныне расположен Версаль, уже в XI столетии упоминается во французских источниках как богатая дичью и потому очень привлекательная для заядлых охотников. Дворянское семейство де Суази стало владельцем этих земель в XIV веке, а в начале века XVII на эти охотничьи места положил глаз французский король Людовик XIII, который висторию вошел как этакое промежуточное звено между двумя великими королями, своим отцом Генрихом IV и сыном Людовиком XIV. Одним из его увлечений Людовика как раз была охота, так что в 1623 году он купил часть земель и построил здесь охотничий дом. Видимо, охота и правда была недурна, потому как в 1632 году король выкупил все близлежащие земли вместе с деревушкой, которая и носила название Версаль, и перестроил охотничий дом в охотничий замок, пусть и весьма скромных размеров.
Он бы таковым наверняка и оставался еще долгое время, если бы в начале 1660-х годов не совпало несколько обстоятельств. Молодой король Людовик XIV хотел покинуть Париж и обосноваться где-нибудь за городом: начало его правления сопровождалось немалыми вооруженными волнениями и заговорами среди представителей знати, что побуждало его искать более безопасную резиденцию, нежели Лувр. Версаль же подходил для создания резиденции тем лучше, что здесь были хорошие охотничьи угодья и тут жила фаворитка Людовика XIV мадам де Лавальер.
Так что приятно совпало с полезным, и в 1661 году началось строительство нового королевского дворца на месте охотничьего замка, которое переросло в создания грандиозного дворцово-паркового комплекса. Строительные работы, шедшие под управлением архитекторов Лево и Ардуэна-Мансара и паркового проектировщика Ленотра, велись около 20 лет, однако большую часть своего времени король стал проводить в Версале с 1666 года, а в 1972 года окончательно перебрался в комплекс, придав ему статус официальной королевской резиденции. В таковом статусе Версаль и пребывал вплоть до Революции, во время которой он пришел в фактическое запустение. С восстановлением твердой власти в лице Наполеона Версаль стал общедоступным музеем (благо коллекция предметов искусства французских королей это позволяли), а в 1837 году был преобразован в Музей истории Франции. В наши дни Версаль является одним из наиболее известных туристических объектов планеты, которому ЮНЕСКО присвоил звание объекта всемирного культурного наследия.
Абсолютизм и гармония, воспетые в архитектуре
Уникальность Версаля не только в его масштабах, впечатляющей площади и роскоши (специалисты так и не договорились, с помощью какой методики пересчитать стоимость возведения Версаля на современны деньги - получаются значения от нескольких миллиардов до нескольких сотен миллиардов евро), но и в поразительно гармоничном соединении дворцового и паркового ансамблей. Именно благодаря этому великолепному синтезу Версаль и стал образцом и идеалом для возведения последующих похожих резиденций европейских монархов. Версаль сам по себе и есть воплощение эпохи классицизма, он самим собой и представляет принципы абсолютизма, символом которого и был Людовик XIV.
Не все знают, но строительство Версаля как королевской резиденции началось со строительства целого города, предназначенного для жизни придворных и рассчитанного на 30 тысяч жителей. И лишь второй этап строительства охватывал возведение дворцового комплекса и огромного парка. При этом если внешний вид дворцового фасада, длина которого 640 метров, выдержан в стиле классицизма, то вот интерьер многочисленных залов и помещений комплекса больше соответствовал духу и вкусовым пристрастиям эпохи барокко. Перечислить все залы Версаля нет решительно никакой возможности, поэтому стоит сказать лишь пару слов о самом большом из них, о знаменитой Зеркальной галерее, представляющей из себя помещение для самых торжественных случаев (балов, свадебных церемоний, различныхпразднований) высотой в почти 13 метров, длиной в 73 метра и шириной в 10,5 метров. Свое название Зеркальная галерея получила оттого, что ее стены покрыты семнадцатью огромными зеркалами, отражающими друг друга, что зрительно делает помещение бесконечным.
Что до парковой части Версаля, то уже тот факт, что ее площадь составляет 101 гектар, уже должны наводить на благоговейные мысли о величии этого творения инженерной, архитектурной, садоводческой и какой еще угодно мысли. Благодаря таланту ландшафтного дизайнера XVII века Ленотра и его концептуальной смелости парк Версаля представляет собой удивительное сочетание упорядоченности и строгости линий уже зарекомендовавших себя к тому времени садово-парковых комплексов Нидерландов, с одной стороны, и пышного великолепия и изящества украшений, декоративных зданий и скульптур, обилия водных сооружений, свойственных парковой традиции Италии.
Упорядоченная роскошь и изобилие на огромной территории - вот ключевые понятия паркового комплекса Версаля. Множество отдельных парковых участков, почти все из которых имеют свою особую тематику, отраженную в особенностях архитектурного оформления; масштабная сеть каналов и множество великолепных фонтанов, в том числе и знаменитый бассейн, украшенный скульптурой Аполлона и фонтаном - все это лишь небольшая часть того великолепия, которое представляет собой Версаль.
Александр Бабицкий