Из троих самых известных артистов русского балета, в годы советской власти бежавших из СССР на Запад, у Александра Годунова по-своему самая трагическая судьба. Михаил Барышников и вовсе сделал за рубежом блестящую карьеру, реализовав себе в гораздо большей степени, чем он мог надеяться в Советском Союзе. Рудольф Нуреев окончил жизнь трагически, после тяжелейшей болезни, но ещё при жизни был справедливо назван гением. А вот Александр Годунов, чей талант, неповторимую индивидуальность и потрясающую эмоциональную силу отмечали балетные критики всего мира в 1970-80-е годы, последние годы своей жизни оказался невостребованным, одиноким человеком в чужой стране, смерть которого обнаружили спустя неделю после кончины…
Можно рассматривать как знак судьбы, что 28 ноября 1949 года Александр Годунов родился на острове Сахалин, так недалеко (по российским меркам) от США, страны, которая в будущем станет его вторым домом. А можно и не рассматривать, просто сделать скидку на то, что у нас самая большая в мире страна. Тем более что с Сахалином у Годунова было связано не так много – совсем скоро семья переехала в Ригу, где в 1958 году Саша Годунов поступил в хореографическое училище, в котором проучился 9 лет. Следующим шагом для юного танцора стала работа в государственном хореографическом ансамбле «Классический балет» под руководством Игоря Моисеева. И в 1971 году Годунов совершил один из главных шагов на своём творческом пути, приняв участие в конкурсном экзамене на поступление в труппу Большого театра. Как вы понимаете, этот экзамен Александр сдал успешно, в том же году станцевав па-де-труа (мужской аналог кордебалета) в балете «Лебединое озеро». Однако благодаря своему природному дарованию и трудолюбию и педагогическому таланту Алексея Ермолаева, ставшим репетитором молодого артиста (и самым любимым учителем), уже в конце того же 1971 года Годунов получил в «Лебедином озере» партию принца. Искушённые советские балетные критики сразу отметили эмоциональность и неповторимую манеру двигаться молодого исполнителя. А на следующий год Александр Годунов удостоился Первой премии на всесоюзном конкурсе артистов балета.
С 1972 по 1979 годы Александр Годунов танцевал как сольные, так и дуэтные партии в примерно полутора десятках спектаклей классического репертуара, от Чайковского до Рахманинова. При этом специалисты отмечали неуклонное поступательное развитие его мастерства: если в ранних ролях Александр всё-таки основную ставку делал на техническое совершенство, то к концу 1970-х главной составляющей его партий стала огромная внутренняя эмоциональная насыщенность воплощаемых им образов. Одним из заметнейших явлений в истории Большого театра стал дуэт Годунова с великой Майей Плисецкой, который образовался в балет Родиона Щедрина «Анна Каренина», а затем продолжал радовать зрителей в «Лебедином озере» и «Кармен-сюите». В 1976 году Годунову было присуждено звание заслуженного артиста РСФСР; при этом, уже став солистом Большого театра. Он в течение несколько лет был «невыездным», лишён права выезжать с труппой театра на зарубежные гастроли.
Неизвестно, может быть, советские органы государственной безопасности обладали некоей оперативной информацией, которая наводила их на мысль, что Александра Годунова лучше не выпускать за границу. Волновались не зря: 23 августа 1979 года во время американских гастролей труппы Большого театра Александр Годунов попросил политического убежища в США. История Годунова получила романтически-трагический оборот. Руководство советской делегации, лишь только узнав об отсутствии в её составе Годунова, немедленно распорядилось отправить супругу Александра, солистку Большого театра Людмилу Власову в СССР. Американские власти задержали вылет самолёта, высказывая подозрения, что Власову отправляют домой насильно и настаивали на возможности артистки поговорить с мужем. Ситуация оставалась сложной в течение трёх дней, получила огласку (в мировых СМИ историю Годунова и Власовой сразу окрестили балетной версией «Ромео и Джульетты»). Однако Власовой так и не дали возможность поговорить с мужем и она улетела в Москву. Спустя три года брак Годунова и Власовой был официально расторгнут.
Оказавшись в США, Александр сразу стал солистом Американского балетного театра, причём сразу же его самым высокооплачиваемым артистом – по данным газет, его контракт оговаривал годовую зарплату в 150 тысяч долларов, сказочную по балетным меркам тех лет. Однако другие артисты театра взбунтовались, потребовав увеличения на фоне контракта этого «русского» и своих зарплат. Годунов собирался отказаться от контракта, чтобы не накалять обстановку, но дирекция театра оставила всё без изменений.
До 1982 года Александр Годунов солировал в Американском балетном театре, одновременно сотрудничая с некоторыми независимыми труппами. Однако вскоре ему пришлось уйти из АБТ из-за творческих разногласий с Михаилом Барышниковым. После этого Александр в течение нескольких лет гастролировал с собранной труппой, но в 1985 году прекратил свою активную балетную карьеру. К тому времени его всё сильнее влекла возможность стать киноактёром. В этом стремлении сыграл роль и роман со знаменитой французской актрисой Жаклин Биссет, начавшийся в 1981 году и длившийся на протяжении 7 лет. Его дебют в Голливуде пришёлся на 1985 год – он сыграл второстепенную роль немого фермера в знаменитом детективе «Свидетель», главной звездой которого был Харрисон Форд. Но дальнейшая кинокарьера Годунова не слишком удалась: в силу акцента и яркой внешности ему не предлагали серьёзных ролей. Исключение составляет лишь боевик «Крепкий орешек» (1988), который зажёг в глобальном масштабе звезду Брюса Уиллиса. В фильме Годунов сыграл одного из террористов, Карла, создав один из наиболее запоминающихся злодейских образов в истории Голливуда.
На фоне неудачной карьеры в кино, в условиях невозможности в прежнем объёме заниматься любимым делом, балетом, фактически будучи в одиночестве без родных людей, с начала 1990-х годов Годунов пристрастился к алкоголю. В 1995 году он успел впервые за более чем 16 лет увидеться с матерью и семьёй в Риге, но уже 18 мая того же года скончался в своём доме в Западном Голливуде. Его тело обнаружили лишь спустя несколько дней. Согласно экспертизе, смерть не была вызвана ни насильственными факторами, ни отравлением алкоголем или наркотиками. Причиной стали необратимые изменения вследствие хронического алкоголизма.
Тело Александра Годунова было кремировано и развеяно над Тихим океаном. В Москве на Введенском кладбище есть его символическая могила, а на мемориале в Лос-Анджелесе высечены слова «Его будущее осталось в прошлом»…
Александр Бабицкий