Галину Уланову называют легендой русского балета, человеком другого измерения, обыкновенной богиней, национальной гордостью. Ей присваивают множество эпитетов, пытаясь описать, в самом деле, необыкновенный талант великой балерины. И каждый из этих эпитетов абсолютно верен, и передает какую-то грань ее личности, ее таланта.
Вся ее жизнь была – балет. Правда, сначала Уланова не слишком рвалась в балетную школу, просила родителей: «Заберите меня отсюда!». Заветная мечта ее была – стать моряком. Но мать говорила: «Если ты не станешь заниматься, то будешь ничем, у тебя не будет даже профессии, ты будешь никчемной балериной… Надо, надо работать!». Остаться без профессии – это было ужасно, это понимала даже маленькая девочка. Профессией же мог быть только балет, не зря ведь и отец, и мать Улановой танцевали в знаменитой Мариинке.
Галина Уланова стала не просто балериной, она стала настоящей душой русского балета, королевой танца, которая могла движениями выразить эмоции, чувства, настоящую жизнь. Она любила и умирала на сцене, ни разу не произнеся ни одного слова – лишь пластика жеста, движения танца, и все…
Удивительно, но об Улановой практически не сплетничали. В ее жизни было довольно много мужчин, с которыми она расставалась без видимого сожаления, но «сарафанное радио» разносило скандальные новости о других звездах. Уланова была недосягаема для сплетен.
А, собственно говоря, что могли о ней сказать? Разве что перечислить мужей и близких друзей: режиссер Юрий Завадский, художник Большого театра Вадим Рындин, артист Иван Берсенев, дирижер Большого театра Юрий Файер… Блестящие мужчины, предмет зависти и вожделения многих.
Говорили лишь, что Уланова холодна и отстраненна, что у нее практически нет близких друзей. При этом она всегда корректна, но держится на расстоянии. Ну так у богинь и не может быть близких друзей, просто потому, что они – богини… Дела смертных их касаются мало.
Холодная и отстраненная Уланова оживала на сцене. Обычное, не слишком красивое лицо ее, отнюдь не сексуальное, становилось поразительно прекрасным – за счет пластики танца. Она и танцевала – как богиня, и зрители могли лишь восхищаться и рукоплескать, захваченные высоким душевным порывом. Уланова буквально преподавала со сцены нравственные идеалы, к ней не вожделели, ею восхищались, перед нею преклонялись. Сейчас равных Улановой нет – и не только в мастерстве танца, но на первый план выходит именно сексуальность, а отстраненная, божественная прохлада весеннего дня, высочайшие чувства – все это оказывается «плохо продаваемым», и потому – невостребованным.
Уланова была удивительно равнодушна не только к окружающим людям. Ей не нужны были и вещи. Она не интересовалась деньгами, славой – всеми приманками «красивой жизни» и «звездности». Ей было все равно. Мама сказала в детстве, что «надо работать», нужно быть профессионалом, нужно выкладываться полностью – и она выкладывалась, работала, была профессионалом высочайшего класса. До конца жизни Галина Уланова носила туфли на высоких каблуках, ежедневно делала гимнастику – работала, поддерживала балетную форму даже тогда, когда уже не танцевала и не преподавала.
Ю.Слонимский писал о ней: «Она больше чем танцовщица: она выдающаяся актриса наших дней. Глядя на нее, видишь не только мастерство балерины, но и самою красоту, правду большого искусства».
Интересно, что в последние годы жизни Улановой новое поколение танцовщиков Большого театра практически не узнавало живую легенду, с ней редко здоровались, когда она проходила театральными коридорами – просто молодежь не знала ее в лицо.
Она жила в пятикомнатной квартире на Котельнической набережной – в былые времена это был дом звезд и военных. Теперь эта квартира стала музеем (такому статусу квартиры предшествовали долгие битвы «за площадь», но музейный статус удалось отстоять). Вот только мало кто знает, что отнюдь не пять роскошных комнат огромной квартиры стали последним домом великой балерины. Главному педагогу Большого театра, имеющему столько наград, сколько не снилось ни военным, ни лидерам компартии, ни академикам и лауреатам Нобелевской премии, попросту не хватало денег в последние годы, чтобы содержать квартиру. Сначала из комнат исчезли остатки былой роскоши, а затем Улановой пришлось перебраться в меньшую квартиру. Но музеем стала та, пятикомнатная, и любой желающий сейчас может сходить туда, полюбоваться личными вещами великой балерины – теми, которые еще остались…
Галина Уланова, образец и эталон, чудо России, умерла 21 марта 1998 года. Единственное, о чем она жалела в своей жизни, о том, что у нее не было семьи и детей. Как-то она сказала во время интервью: «Ну, может, я бы хотела, чтоб у меня была семья, дети... Такой дом... Чтоб я умела хорошо готовить. Я попыталась это сделать после того, как кончила танцевать, но из этого ничего не вышло».
Говорят, что незадолго до смерти она уничтожила все личные бумаги, чтобы никто не смог заглянуть за кулисы ее жизни.
София ВАРГАН