Актёров среди населения планеты Земля не так уж много. Настоящих аристократов, имеющих подтверждённую родословную, а не приобретших титул у многочисленных сомнительных «дворянских обществ», ещё меньше. Актёров-аристократов настолько мало, что их можно пересчитать по пальцам. Хелена Бонем Картер как раз относится к этой уникальной актёрской группе – ведь её прадедом был премьер министр Великобритании лорд Асквит (возглавлял правительство Его Величества в 1908-1916 годах), а бабушкой баронесса Бонем Картер.
Сама актриса, являющаяся одной из наиболее эксцентричных представительниц своей профессии, родилась 26 мая 1966 года в семье банкира Рэймонда Бонема Картера в, как и полагается аристократке, Лондоне. То обстоятельство, что девушка из такой обеспеченной солидной семьи выбрала своим занятием актёрство, даже удивительно. Впрочем, для её родных и близких даже такое «сомнительное» занятие Хелены долгое время оставалось вполне терпимым, к тому же у них были серьёзные проблемы со здоровьем. Ведь она, как и подобает настоящей леди, сначала получила весьма престижное образование (сначала элитная Вестминстерская школа, затем отделение драматического театра Кембриджского университета), а затем, с середины 1980-х, принялась исполнять в кинофильмах почти исключительно аристократические роли из викторианской эпохи. Таковы были её работы в картинах «Морис», «Леди Джейн», «Усадьба Хауардс-Энд» и во многих других. Кроме того, с конца 80-х она стала исполнительницей ролей в шекспировских экранизациях («Гамлет», «Двенадцатая ночь»), а с одним из виднейших специалистов по Шекспиру, актёром и режиссёром Кеннетом Браной, её связывали романтические отношения.
Но вот саму Хелену репутация актрисы, которую хватает только на роли аристократок, да и то лишь благодаря её внешности, решительно не устраивала: как и любой амбициозный творческий человек, она стремилась доказать, что обладает настоящим актёрским талантом, а не просто подходящей под проекты определённого жанра внешностью. И первоначально это проявилось в личном бунте: когда в 1997 годы за главную роль очередной аристократки (правда, теперь в драматических обстоятельствах) в картине «Крылья голубки» Бонем Картер была выдвинута на премию «Оскар», она явилась на церемонию в старом платье бабушки-баронессы, что смотрелось на фоне модных дизайнерских туалетов других звёзд весьма вызывающе. С тех пор Хелена стала одной из наиболее оригинальных, неформатных и скандальных (что, правда, ограничивалось лишь внешним видом, без перенесения в личную жизнь) актрис Голливуда. А в Америке она стала своей после главной женской роли в нашумевшем блокбастере 1999 года «Бойцовский клуб». Картина стала одним из главных событий киногода, собрала приличную кассу, получила несколько номинаций на «Оскара» (правда, ничего не выиграла) и познакомила мирового зрителя с актрисой Хеленой Бонем Картер.
После этого произошло ещё одно знаковое событие в личной и профессиональной судьбе актрисы – в 2000 году на съёмках фантастической ленты «Планета обезьян» она познакомилась с культовым режиссёром, главным сказочником современного кино, Тимом Бёртоном. С тех пор она стала его спутницей жизни (неофициальной, правда) и творческой музой: Тим снимает её во многих своих проектах, закрепив за ней эпатажный образ женщины-фрика. Хелена родила Бёртону двоих детей, сына и дочь, но при этом они живут в разных домах, пусть и по соседству, пусть и соединённых подземным коридором.
Отношение Хелены к деньгам, гонорарам и доходам всегда было поистине аристократическим. Общеизвестно, что большинство людей, родившихся и выросших в богатстве, к финансовой составляющей жизни относятся достаточно спокойно – они имели всю жизнь для того, чтобы убедиться, что деньги дают многое, но не всё. Такова и жизненная позиция Хелены Бонем Картер: она с рождения была всем обеспечена, она почти до 30 лет жила в доме родителей, не спеша поражать всех окружающих масштабами и легкомысленностью финансовых затрат. Свои же лично заработанные деньги она всегда вкладывала в продвижение карьеры – первые 25 фунтов стерлингов, заработанные в качестве премии за победу в поэтическом конкурсе чтецов, она потратила на составление профессионального портфолио для актёрских агентств. Добившись успеха, она не слишком задумывается над денежными вопросами, во многом отдав их на откуп своему гражданскому мужу и отцу своих детей Тиму Бёртону. Ни о каких сумасшедших дорогостоящих покупках в её исполнении не слышно, да и Бёртон слеплен из того же теста. Так, в 2007 году к рождению дочки Тим подарил спутнице не какое-нибудь баснословно дорогое кольцо, ни остров в Карибском море, а несколько пар ботинок для езды на мотоцикле. Сама Бонем Картер несколько лет назад решила ради развлечения запустить собственную модную линию одежды. Впрочем, «одежды» это громко сказано – бренд Хелены Pantaloonies выпускает исключительно нижнее бельё в ретро-стиле, те самые панталоны, которые женщины из высшего общества носили вплоть до начала прошлого века. Всё-таки голубая кровь дала о себе знать, пусть и таким неординарным способом.
Александр Бабицкий