Как завоевать расположение американского кинематографического сообщества, сказать сложно. Вроде бы ответ напрашивается сам собой: снимай либо очень успешные с коммерческой точки зрения фильмы, либо заслужившие одобрительные или даже восторженные отзывы кинокритиков, и будешь на гребне признания. Но не все так просто, и пример тому - один из наиболее авторитетных американских режиссеров Дэвид Финчер. Казалось бы, сложно найти режиссера, о фильмах которого столь часто говорили бы как о культовых и за работами которого с таким вниманием и любопытством следили бы критики. Но ведь оказывается, что врученная Финчеру 16 января 2011 года награда «Золотой глобус» за лучшую режиссуру (фильм «Социальная сеть») стала для него первой серьезной премией.
Сосед Джорджа Лукаса
Дэвид Эндрю Лео Финчер родился 28 августа 1962 года в Денвере, столице американского штата Колорадо, однако детство и юность провел уже в солнечной Калифорнии, в округе Марин. Первое настоящее знакомство Дэвида с кинематографом состоялось в 1969 году, при просмотре вестерна «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», в котором блистали легенды американского кино Роберт Рэдфорд и Пол Ньюмен. Знакомство это оказалось судьбоносным, потому что мальчика сразу очаровал волшебный мир кино, и он твердо решил, что его жизнь будет навсегда связана с кинематографом. Как именно, он определился уже на следующий год, когда в восьмилетнем возрасте стал счастливым обладателем любительской кинокамеры.
Годы не выветрили из головы Финчера мечту о кино, так что после окончания школы он решил быть поближе к киноиндустрии, устроившись на одну из киностудий в качестве подсобного рабочего. Вторым кинопотрясением для Финчера стал увиденный в 1980 году фильм Джорджа Лукаса «Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар». И тут Дэвиду откровенно повезло: округ Марин, где он жил, уже тогда был и по сей день остается излюбленным местом жительства многих голливудских знаменитостей. Джордж Лукас был практически соседом Финчера, так что юноше осталось лишь набраться смелости и попроситься к знаменитому режиссеру и продюсеру на работу. И вскоре Дэвид получил работу на принадлежавшей Лукасу и разрабатывавшей спецэффекты для всех его фильмов студии Industrial Light and Magic, где и работал до 1984 года, успев принять непосредственное участие в создании таких хитов, как «Звездные войны. Эпизод VI» и «Индиана Джонс и Храм Судьбы».
От создания клипов до голливудской элиты
Молодого да раннего в плане креативности Финчера вскоре заметили телевизионные продюсеры и предложили ему поработать в качестве постановщика рекламных роликов. Всего лишь двух лет работы на этом поприще стало достаточно, чтобы Дэвида выделили как одного из наиболее способных и профессиональных клипмейкеров нового поколения и пригласили работать уже над созданием более серьезных произведений, а именно музыкальных клипов.
В этой сфере Финчер работал дольше, около десяти лет, потому как музыкальное видео топового уровня требует больше внимания, знаний и умений, да и от добра искать добра не приходилось, ведь режиссер был весьма и весьма востребован. Клипы для Мадонны, Полы Абдул, Стинга, Джорджа Майкла, групп Aerosmith, Rolling Stones и других - о списке таких клиентов мечтал любой клипмейкер мира.
В начале девяностых Финчер почувствовал себя достаточно зрелым для перехода на уровень выше, в большое кино. Первый блин, как и полагается по русской пословице, вышел комом - третья часть культового фантастического триллера «Чужой» в мировом прокате окупилась и принесла прибыль, но уровень картины дебютанта, особенно на фоне предшественников в режиссерском кресле проекта, Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона, смотрелся бледно. Во многом это объяснялось неопытностью самого Финчера, отчасти его подставила киностудия, предоставив ему непроработанный сценарий, над которым ему пришлось ломать голову в ходе съемок.
Но, как бы то ни было, Финчер рук не опустил, и правильно сделал. Потому что практически каждый из его последующихфильмов в качестве режиссера (с начала двухтысячных он попробовал себя и в качестве продюсера, но по большей части не слишком удачно) стал культовым. Фильмы «Семь» (1995), «Игра» (1997), «Бойцовский клуб» (1999), «Зодиак» (2007), «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008) сделали Финчера классиком фильмов в жанре триллер. При том, что режиссер никогда не гнался за обилием крови в своих лентах (хотя и не боялся ее), он тонкими психологическими ходами, умением создать тревожную и при этом натуральную атмосферу повествованием, искусством мастерски закрутить детективные ходы и способностью раскрывать потенциал актеров добился того, что имя «Дэвид Финчер» стало синонимом качественной, до совершенства отточенной истории с мрачным и в меру пафосным звучанием.
Однако по неведомой никому причине профессиональный цех до совсем недавнего времени не хотел признавать талант и достижения Финчера официально, посредством выдвижения его на престижные кинопремии. И это тем более удивительно, что Финчер, наряду с культовым статусом у зрителей, имеет неплохие коммерческие показатели своих фильмов: фильм «Семь» при бюджете в 33 миллиона долларов заработал около 330 миллионов, «Игра» при затратах в 50 миллионов собрала 110 миллионов, «Бойцовский клуб» (бюджет 63 миллиона) из-за неграмотного маркетинга собрал только 100 миллионов, но добрал свое на продажах DVD, история про Бенджамина Батона, на которую потратили 150 миллионов, принесла более 330 миллионов, «Социальная сеть» заработала почти 200 миллионов, что в 4 раза превышает затраты.
Александр Бабицкий