Есть профессии, в которых люди стремятся проявить себя до последнего издыхания, которые являются пожизненным призванием, от которого никто не может, да и не хочет отказываться. Почти все творческие профессии таковы, а уж профессия кинорежиссера, которая сродни уделу волшебника, и подавно. Тем неожиданнее для всех киноманов планеты стало последовавшее в 2009 году и подтвержденное совсем недавно намерение Стивена Содерберга, одного из наиболее успешных и талантливых режиссеров последних двадцати лет, в скором времени оставить режиссуру по той простой причине, что «надоело».
Режиссура - удел молодых
Это правда, что традиционно сложился образ кинорежиссера как человека преимущественно в летах, обладающего солидным житейским, профессиональным и творческим опытом, некоей накопленной мудростью, которую он и претворяет в своих произведениях. Однако же все чаще успеха добиваются режиссеры, начавшие свою творческую деятельность в юном для данной профессии возрасте, и Стивен Содерберг - один из ярких примеров этого нового кинопоколения.
Стивен Эндрю Содерберг появился на свет 14 января 1963 года в интеллигентной семье. Его отец был профессором, который вскоре вместе с семьей переехал в город Батон-Руж, где стал деканом одного из факультетов Университеташтата Луизиана. Именно в университетской среде и проходило детство Стивена, который довольно рано почувствовал вкус к режиссуре. Эту потребность он удовлетворял с помощью любительской кинокамеры. Довольно быстро детское увлечение переросло во вполне серьезное занятие и он уже после окончания школы устроился работать в местную видеостудию, на которой снимал рекламные и музыкальные клипы для телевидения Луизианы. Здесь молодого способного человека заметили музыкальные воротилы национального масштаба: и уже в 1986 году Содерберг обрел первую известность, сняв документальный фильм о гастролях музыкальной группы «Yes», а также клип на одну из их песен, причем клип получился настолько удачным, что был выдвинут на престижнейшую премию «Грэмми».
Здесь необходимо упомянуть об одной уникальной творческой особенности Стивена Содерберга: он в самом деле является не только режиссером и автором сценария, продюсером (такое сочетание довольно распространено в Голливуде), но также нередко выступает как оператор и монтажер своих фильмов. Именно эта универсальность помогла ему добиться первого по-настоящему громкого успеха, после которого о нем узнала кинообщественность всего мира. Одной из самых громких премьер 1989 года стала лента Содерберга «Секс, ложь и видео», раскрывавшая эмоциональные особенности человеческих взаимоотношений, основанных на сексе. Стивен Содерберг в своем лице представлял едва ли не половину съемочной группы, однако картина получила два приза Каннского кинофестиваля (в том числе и Золотую пальмовую ветвь), а также номинации за лучший сценарий на премии «Золотой глобус» и «Оскар». Так в свои неполные 27 лет Стивен Содерберг стал любимцем критики.
Двойной удар Содерберга
Как это часто бывает в случае раннего успеха, последующие годы и работы Содерберга были, с одной стороны, попыткой доказать, что его триумф не был случайным, а с другой - попытками найти все-таки возможность развиваться дальше. Стивену Содербергу на это понадобилось ни много, ни мало - 10 лет, в течение которых он снимал фильмы, такие как «Кафка», «Царь горы», «Шизополис», «Анатомия Грэя», «Вне поля зрения» и другие, но все они лишь подтверждали, что он является мастеровитым режиссером, способным снимать хорошее кино. Нужен был качественный скачок, который бы передвинул его из подающих большие надежды в оправдавших большие надежды.
И в 2000 году Содерберг нанес свой решающий и оказавшийся двойным удар. Сразу за две картины, «Траффик» и «Эрин Брокович», он был номинирован на получение премии «Оскар» (редчайший случай). В итоге золотая статуэтка была присуждена ему за проект «Траффик», и Содерберг наконец-то окончательно и на, так сказать, официальныхоснованиях, перешел в категорию культовых режиссеров.
Долгожданный успех окрылил режиссера, и он наконец-то смог проявить свое разностороннее дарование по полной программе. Теперь он мог позволить себе снимать серьезные проекты, не имеющие больших надежд на умопомрачительные кассовые сборы: «Солярис», «Хороший немец», «Информатор», масштабное биографическое кинополотно «Че», посвященное легендарному Че Геваре, видеопроект «Девушка по вызову» и другие. Для Содерберга кассовый успех его проектов не был лишним, но никогда не ставился самоцелью: не случайно нигде не афишируются данные о его режиссерских гонорарах. Вместе с тем он не без удовольствия принимался и за те проекты, которые в первую очередь были ориентированы на коммерческий успех: так, из-под его режиссерского пера вышла трилогия о друзьях, которая в сумме заработала более 1 миллиарда 100 миллионов долларов.
Однако ранний профессиональный старт и напряженнейший режим работы - Стивен еще и умудрялся снимать подчас по два фильма за год - видимо, сыграли свою роль в потере Содербергом интереса к профессии. Недавно он заявил, что устал от кинематографа и по достижении пятидесятилетнего возраста, то есть уже в 2013 году, он и близко не подойдет к съемочной площадке ни в каком качестве, кроме любопытного посетителя. По словам близких, Содерберг собирается отдать все творческие силы на другое свое увлечение, живопись, и надеется, что у него будет еще достаточно времени, чтобы добиться успехов и в этой области.
Александр Бабицкий