Если бы режиссер, сценарист и продюсер Даррен Аронофски создал в своей жизни только драму «Реквием по мечте», он бы уже стал легендой кинематографа. Но Аронофски создавал выдающиеся произведения как до «Реквиема», так и после него, и имеются основания полагать, что на этом пути он не остановится. К тому же режиссер, давно уже ставший классиком американского независимого кино, обладает завидной способностью при небольших бюджетах создавать прибыльные проекты, что делает его просто идеальной фигурой для голливудских продюсеров.
Хочешь снять фильм - походи по родственникам и друзьям
Даррен Аронофски появился на свет в Нью-Йорке, в знаменитом Бруклине, 12 февраля 1969 года. Его родителями были американцы еврейского происхождения Абрахам и Шарлотта Аронофски, его отец работал школьным преподавателем. Соответствующая обстановка в семье и собственные наклонности довольно рано сформировали любознательный и творчески ориентированный характер Даррена. В детстве его любимыми занятиями, помимо учебы, был просмотр мультиков и кинофильмов, а также живопись. Правда, живопись не простая, а уличная, то есть знаменитое граффити.
Получив замечательное среднее образование в одной из лучших школ города, Аронофски отправился в полугодовое путешествие по Европе, Ближнему Востоку и Южной Америке. Вернувшись в 1987 году с новыми впечатлениями, он поступил в Гарвард, где в течение четырех лет изучал, антропологию, искусство и кино. Именно в Гарварде начались его киноэксперименты, в частности, короткометражка «Чистка супермаркета», отмеченная немалым количеством премий. Это подвигло Даррена на продолжение изысканий в области кинематографа, поэтому после окончания Гарвардского университета он поступил в Американский институт киноискусства в Лос-Анджелесе, из которого успешно выпустился в 1993 году.
С тех самых пор Аронофски испытывает стойкую неприязнь к Голливуду и Лос-Анджелесу, где все ориентировано на получение коммерческого кинопродукта, на получение прибыли, а почти все взаимоотношения между людьми преследуют лишь эту цель. Поэтому он вернулся в родной Нью-Йорк и принялся за разработку проекта, который должен был рассказать о талантливом математике, одержимом идеей нахождения некоего числа, формулы, которая бы дала ключ к биржевым котировкам. К этой истории примешались психологические и мистические элементы, в результате чего получился фантасмагорический сплав детектива, математики, триллера и мистики. Но вот денег на реализацию идеи у Аронофски не было.
Не проблема - он стал ходить по друзьям и знакомым и просить у них сколько не жалко. В результате получилась сумма в 60 тысяч долларов, которая и стала бюджетом ленты «Пи». Съемки проходили в кустарных условиях, никаких декораций не было, сцены снимались прямо на нью-йоркских улицах безо всякого согласования с властями, еду для съемочной группы готовила мама Даррена, а участники выполняли на площадке сразу по несколько функций. Но результат превзошел все ожидания: вышедший в 1997 году фильм получил множество призов на независимых кинофестивалях, был приобретен крупной компанией за 1 миллион долларов, и в прокате собрал около 3 миллионов 200 тысяч долларов.
Парадокс Аронофски: чем меньше бюджет, тем выше прибыль
Когда человек тратит на производство кинокартины 60 тысяч долларов, а она приносит более 3 миллионов, можно не сомневаться -его обязательно заметят в Голливуде и предложат деньги на новый проект. Ведь кто знает, может быть, именно этот молодой режиссер станет новой курицей, несущей золотые яйца?
Так что когда Аронофски начал разрабатывать идею экранизации романа Хьюберта Селби-младшего «Реквием по мечте», повествующего в высшей степени трагичную историю нескольких связанных между собою американцев, которых пристрастие к дурманам современного общества привело к нравственной гибели, режиссеру тут же предложили неплохой бюджет. В самом деле - 4.5 миллиона долларов для того, кто недавно располагал лишь несколькими десятками тысяч долларов, это весьма солидно. И Аронофски снял фильм, вышедший в 2000 году, и ставший благодаря печальной истории, великолепной игре актеров (Эллен Берстин, Дженнифер Коннели, Джаред Лето), гениальному саундтреку и умелой режиссуре культовым произведением искусства, в особенности для молодого поколения. При этом сам для себя Даррен попросил гонорар всего лишь в 50 тысяч долларов. Однако неумелая маркетинговая политика при продвижении ленты привела к тому, что фильм собрал всего лишь около 7,5 миллионов долларов.
Впрочем, относительная коммерческая неудача не поколебала позиции Аронофски. Гораздо более неприятным был коммерческий провал его следующего фильма «Фонтан», который разрабатывался и снимался очень долго и дошел до зрителя только в 2006 году. При солидном бюджете в 35 миллионов долларов новое творение Аронофски, тепло принятое критиками, заработало лишь около 17 миллионов. Доверие продюсеров было подорвано, однако самому режиссеру на это было, мягко говоря, плевать.
Чем меньше бюджет, тем лучше - рассудил Аронофски и принялся за работу. Когда же в 2008 году начался прокат его спортивной драмы «Рестлер», выяснилось, что мастер отнюдь не растерял формы: фильм с Микки Рурком в главной роли собрал в кинотеатрах 45 миллионов долларов, на DVD заработал 12 миллионов - и все это при бюджете в 6 миллионов долларов. На следующий проект, триллер «Черный лебедь», рассказывающий об одержимой балерине в блистательном исполнении Натали Портман, было выделено уже 13 миллионов долларов - и вот, к сорок второму дню рождения Даррена Аронофски сборы этой картины достигли отметки в 145 миллионов долларов.
Поэтому следующий шаг крупных голливудских студий вполне логичен: по информации СМИ, недавно Аронофски подписал контракт на съемки продолжения истории о Росомахе, герое в исполнении Хью Джекмана. При этом гонорар самого режиссера должен составить несколько миллионов долларов, да к тому же предусмотрена выплата определенного процента от кассовых сборов.
Александр Бабицкий