Знаменитый и загадочный Николо Тесла однажды снял с автомобиля фирмы «Pierce-Arrow» стандартный бензиновый двигатель и заменил его обычным электромотором переменного тока мощностью 80 л.с., причем у этого электромотора не было никаких видимых источников питания. После чего Тесла смонтировал схему из 12 электронных ламп, нескольких резисторов и проводов. Снаружи вызывающе торчали два стержня. Схема умещалась в коробочке 60×30×15 см, и над загадкой этой схемы до сих пор бьются современные ученые.
Коробку Тесла укрепил за сиденьем водителя, выдвинул стержни и сделал фантастическое заявление: «Теперь у нас есть энергия!». И автомобиль поехал. Более того, скорость, которую развивала чудо-машина, была для того времени просто невозможной: до 150 км/ч, и это тогда, когда самолеты летали со скоростью до 200 км/ч (дело было в 1931 году).
Казалось бы - вот он, новый этап автомобилестроения. Радужное будущее лежало у человека можно сказать на ладони. Но случилось иначе. Теслу обвинили чуть не в колдовстве, и оскорбленный ученый разобрал свое уникальное приспособление. Больше Тесла к этому изобретению не возвращался, а электромобили стали делом далекого будущего.
И вот - явление современности, новый электромобиль, электросуперкар Tesla Roadster, чудо техники, способное разогнаться до 100 км/ч за 4 сек., с максимальной скоростью 209 км/ч. Этот электромобиль способен проехать без подзарядки до 400 км - 6831 литий-ионные батареи позволяют ему это. Кстати сказать, заряжаются эти батареи от обычной розетки (как и аккумулятор мобильного телефона), и занимает зарядка около трех с половиной часов.
Tesla Roadster построен на шасси спорткара Lotus Elise, поразительно легок (кузов из углеволокна, алюминиевое шасси, да и электродвигатель весит немного) и удивительно красив. У него двухступенчатая коробка передач: первая скорость обеспечивает интенсивный разгон, а вторая предназначена для движения по шоссе. Еще имеется задняя передача, которая просто запускает двигатель обратным ходом. Предполагается, что если убрать ограничитель скорости заднего хода, то автомобиль сможет ездить так же резво багажником вперед.
Электроника Tesla Roadster - такой же продукт высоких технологий, как и сам автомобиль: аудиосистема Blaupunkt, GPS-навигатор, электронные системы безопасности. В общем, все, что душе угодно.
Единственное, чего нет у Tesla Roadster - шума. Его двигатель работает абсолютно беззвучно, что огорчает любителей «светофорных гонок». Ведь так и хочется, стоя на светофоре, «порычать» мощным двигателем, а потом, едва только успеет загореться зеленый свет, продемонстрировать другим водителям изящную корму Tesla Roadster, нахально чихнув на них облаком выхлопа. Но - ни «рычания», ни выхлопа. Уже ведется почти всерьез обсуждение - не стоит ли оборудовать Tesla Roadster «рычалкой», имитирующей, скажем, звук тракторного двигателя - очень впечатляюще, ну и, конечно, установить для любителей имитатор выхлопа.
Сейчас, когда только и разговоров об истощающихся запасах нефти, когда каждый автовладелец с тоской пересчитывает суммы, заплаченные за бензин, ясно - за электромобилями будущее. И Tesla Roadster вполне может быть той самой первой ласточкой, которая сможет повернуть мировую автомобильную промышленность лицом к электродвигателям, вместо уже привычных гибридов.
Правда, несмотря на то, что желающих приобрести Tesla Roadster множество, цену электромобиля никак нельзя назвать общедоступной - от $100 тыс. до $120 тыс.
Но есть у Tesla Roadster и свои минусы, если сравнивать его с тем автомобилем, который продемонстрировал Николо Тесла в далеком 1931 году.
Николо Тесла одержал победу над постоянным током (он, кстати, всегда был противником постоянного тока), и его электромобиле стоял двигатель переменного тока (все величайшие изобретения Теслы связаны с переменным током и с широчайшим использованием явления резонанса). Автомобиль Николо Теслы не требовал подзарядки даже после 400 км пробега, по словам изобретателя, он брал энергию «из эфира, который вокруг нас»!». Сейчас считают, что Тесла мог использовать магнитное поле земли, и его таинственная схема высокочастотного переменного тока была настроена в резонанс с этим магнитным полем (частота около 7,5 Гц).
Повторить изобретение Теслы до сих пор не смогли. И Tesla Roadster, несмотря на то, что носит имя великого ученого, работает на том самом постоянном токе, от использования которого Никола Тесла упрямо (и похоже обоснованно) отказывался.
Можно сказать, что автомобиль Теслы был гениальной искрой, продуктом озарения свыше. Tesla Roadster - это продукт высоких технологий, но той искры, которая озарила Никола Теслу, в нем нет. Возможно, для того, чтобы мы вновь увидели «магический» автомобиль, который работает на «энергии эфира», нужен гений, равный гению Теслы. Но говорят, что гении появляются тогда, когда в них есть нужда. Значит, нужно подождать.
И все же хочется заметить, что если по сравнению с автомобилем Теслы Tesla Roadster проигрывает, то в сравнении с самыми современными электромобилями - он в несомненном выигрыше. Тем более он выигрывает по сравнению с традиционными бензиновыми машинами - одна экологичность может перевесить все, даже подзарядку батареи.
София ВАРГАН