Современные электромобили: «колеса» завтрашних дорог

современные электромобилиЕсли снять с современного электромобиля все дополнительные девайсы, то выяснится, что конструкция его на самом деле очень проста: всего лишь две детали – аккумулятор и электродвигатель, соединенные между собой. В электродвигателе лишь одна двигающаяся часть – ротор. Отсюда следует простой вывод: если электромобили пойдут в массовое производство, то огромная часть экономики, связанная с автомобилестроением, попросту ляжет. Ведь электромобилю не требуются ни свечи, ни клапаны, ни коробка передач. Многое, являющееся неотъемлемой частью автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, электромобилю попросту не нужно. Главное, чтоб был надежный аккумулятор и электродвигатель, ну а для комфорта водителя – различные «примочки» вроде акустической системы, кондиционера и так далее.

Так что главным отличием электромобилей будущего от того, что мы имеем на данный момент, будет аккумуляторная батарея, та самая «батарейка», которая и приводит в движение машину.

современные электромобилиСейчас наиболее перспективными называют электромобили на топливных элементах и гибриды – автомобили, приводимые в движение симбиозом двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя. При этом гибридные автомобили уже массово производятся компаниями Honda и Toyota.

Любопытно, что первый гибрид родился отнюдь не в Японии, которая, казалось бы, впереди планеты всей, когда речь заходит о различных технических новинках. Родина первого гибридного автомобиля – США. Он был создан Виктором Воуком еще за три десятилетия до того, как на рынок вышли со своими гибридами японцы. Сконструирован был этот автомобиль на базе Buick Skylar.

Несмотря на то, что родное изобретение было в США забыто, на данный момент около трети миллиона гибридов бороздит американские просторы. Но гибридные автомобили можно считать лишь переходным этапом. В идеале – вовсе отказаться от двигателя внутреннего сгорания и перейти исключительно на электродвигатель. Вот тут-то на первый план и выходят топливные элементы, как необходимая деталь, которая может обеспечить вполне приличную дальность пробега электромобилей – до 400 км, что вполне достаточно для езды по городу, ну а что касается трассы, то, конечно, электромобилям, как и автомобилям с ДВС, требуются «пункты питания».

современные электромобилиТопливный элемент напоминает химическую батарейку по принципу действия. Обычная батарейка работает на основе химического наполнителя, в который помещен электрод. В результате химической реакции появляется электрический ток. Но рано или поздно «рабочее вещество» вырабатывается, химическая реакция прекращается, а батарейка –«садится». В топливном элементе в качестве топлива используется водород или смесь метанола и воздуха. Химическая реакция не прекращается, пока есть топливо, а, следовательно, пока «наполнитель» элемента на месте – электрический ток благополучно вырабатывается. Компания Honda уже запустила в серию электромобиль на топливных элементах – Honda FCX.

Ну а что касается аккумуляторной тяги, то провозвестниками будущего являются две модели – Mini E от BMW и Tesla Roadster от Tesla Motors. Нет, подобного типа автомобили производились и раньше, достаточно вспомнить EV1 от General Motors. Но они не были серийными.

Tesla Roadster создан на платформе родстера Lotus Elise, способен развивать скорость до 200 км/ч и ехать без «дозаправки» до 230 км. Этот автомобиль способен рекуперировать энергию торможения в электричество путем переключения приводного электродвигателя в режим генератора. Его КПД при этом составляет около 40-50%, что принципиально недостижимо для автомобиля с ДВС, как Луна.

Mini E создан на основе Mini Cooper, габариты делают этот электромобиль идеальным для города. Запас хода – 240 км. Единственный недостаток электромобиля – наличие всего лишь двух мест, дело в том, что задние места заняты аккумуляторными батареями. Этот автомобиль пока выпущен ограниченной серией в 500 экз., и в настоящее время проходит испытание в «полевых условиях» на дорогах США.

София ВАРГАН