История автомобилестроения насчитывает уже более ста лет. За это время было немало легендарных марок, внесших значительный вклад в развитие мирового автопрома. Они удивляли, они поражали, они вызывали восторги каждая по-своему: передовыми технологиями, новационным дизайном, доступной ценой. Многие автомобильные марки благополучно «дожили» до наших дней и продолжают радовать автолюбителей новинками; другие брэнды канули в Лету, но оставили след протекторов своих некогда передовых разработок на дороге истории. Это след ретромобилей.
Автомобили начала ХХ века (обратимся именно к этому периоду) благополучно опровергали лозунг, вложенный Ильфом и Петровым в уста своего героя Остапа Бендера. В те времена машина была и роскошью, и средством передвижения. То была эпоха великих автомобильных свершений, и прежде чем Генри Форд растиражировал идею конвейера, каждая самодвижущаяся единица могла похвастаться уникальностью изготовления. Познакомимся с некоторыми из них.
Мерседес Симплекс (1902) вполне мог считаться ретро суперкаром. Его оснащали четырехцилиндровым двигателем с магнето Бош объемом 3050 «кубиков» и мощностью 24 кВт (33 л. с.) при 1 200 об/мин. Максимальная скорость, которую мог развивать этот движок, составляла 80 км/ч – результат более чем достойный для рубежа XIX и ХХ веков. В этом автомобиле отказались от использования скользящих и поставили шарикоподшипники, также была применена педаль акселератора (ранее существовала неудобная ручная регулировка газа).
В 1905 году английский автопроизводитель «Воксхолл Моторс Лтд» нацелился на лидерство в среднем ценовом сегменте и выпустил двухместный автомобиль, который можно было приобрести за вполне разумные 200 фунтов стерлингов. Новый Воксхолл получил 3-цилиндровый двигатель с водяным охлаждением мощностью 6,7 кВт (9 л. с.). Любопытно, что именно в этой модели фирма впервые применила такое замечательное изобретение французского конструктора и автогонщика Эмиля Левассора, как руль.
Роллс-Ройс Сильвер Гост (1907) стал известен благодаря нелегкому испытанию, которое выпало на его долю по милости членов Английского Королевского автомобильного клуба. Эти суровые люди отправили лакированный автомобиль в автопробег Глазго-Лондон (15 000 миль), который продолжался целых 48 суток. По его окончанию автомобилю был выдан сертификат, ставший высшей оценкой качества. Что же до характеристик двигателя, то они такие: 6-цилиндровый мотор объемом 7036 «кубиков» и мощностью 35,3 кВт (48 л. с.) при 1200 об/мин. Максимальная скорость – 120 км/ч.
Одна из самых легендарных моделей автомобилей – Форд Т (1908). Именно для массового производства этой машины Генри Форд ввел сборочный конвейер. Благодаря тому, что новинка отличалась надежностью, неприхотливостью в использовании, доступной ценой (чем больше выпускалось Форд Т, тем дешевле он стоил), эта модель буквально заполонила собой весь мир. К 1927 году, когда ее сняли с производства, было выпущено более 15 миллионов экземпляров. Выдающихся показателей Форд Т не имел, его двигатель довольствовался объемом 2898 «кубиков» и мощностью 17,3 кВт (24 л. с.) при 1800 об/мин.
Мерседес 630 (1926) был полной противоположностью изделия Форда. Этот автомобиль стоил баснословно дорого и пользовался огромной популярностью у тогдашних нуворишей, а также знаменитостей театра, кино и эстрады. Кроме того, данная модель стала символом только что состоявшегося объединения компаний «Даймлер Моторен-Гезельшафт» и «Бенц и К°». Новинка получила рядный 6- цилиндровый двигатель объемом 6240 «кубиков». Его мощность составляла 73,5 кВт (100 л.с.) или 104 кВт (140 л.с.) при 3000 об/мин.
Посоревноваться с новой компанией «Даймлер-Бенц» в сегменте люксовых авто могла знаменитая итальянская «Изотта-Фраскини», прославившаяся тем, что первой в мире поставила тормоза на все колеса автомобилей и стала серийно изготавливать рядные 8-цилиндровые силовые установки. Данный двигатель был опробовал на модели «тип-8», которую в 1924 году сменила модернизированная 8А. Мощность движка составляла от 81 до 88 кВт (110– 120 л.с.) при 2400 об/мин.
Алексей Чернов