Гибридным автомобилем называется автомобиль, который приводится в движение не двигателем внутреннего сгорания, а сложной системой «электродвигатель - двигатель внутреннего сгорания». Такой комбинированный двигатель питается и горючим, и зарядом от электрического аккумулятора.
Гибридные автомобили - это ответ на мрачные прогнозы Международного энергетического агентства, которое предсказывает к 2025 году коллапс мировой экономики из-за истощения нефтяных запасов. Гибридный автомобиль - альтернатива двигателю внутреннего сгорания, в камере которого сгорает продукт переработки столь дефицитной нефти.
Можно было бы пойти не путем гибридизации, а гораздо проще - выпуск электромобилей был уже налажен, а это - полный отказ от двигателя внутреннего сгорания. Но в эксплуатации электромобиль не столь хорош. Он требует длительной зарядки аккумуляторов, сами аккумуляторы обладают большой массой, что увеличивает снаряженную массу автомобиля, дальность пробега без подзарядки была явно недостаточной, а заправочные станции недоступны.
Идея гибрида - это отнюдь не озарение XXI века. Такой принцип использовался еще в 30-х годах прошлого столетия, правда назывался он не гибридом, а электромеханической трансмиссией, и применялся не в автомобилях, а на железной дороге (гибрид дизеля и электровоза) и в тяжелой автотранспортной технике. В конце 60-х годов ХХ века электромеханическая трансмиссия сделала попытку перекочевать в легковую автопромышленность, но дальше разработки концепта дело не пошло - нефть была, и нефть дешевая, чего же ради было мозги напрягать.
Теперь же, когда цены на нефть упрямо ползут вверх, а экологи, похоже, достучались до большей части цивилизованного человечества, гибридные автомобили из умозрительной концепции стали реальностью. Более того, они даже перестали быть экзотикой. Теперь на любом автосервисе можно встретить гибридный автомобиль, беспомощно висящий на стапеле и демонстрирующий банальное смятое крыло. И никто не изумляется. Подумаешь, гибрид! Видали мы их...
Первые гибридные автомобили были выпущены японскими компаниями Toyota и Honda в 90-х годах прошлого столетия. Японцы вообще в силу природных условий обитания склонны к минимализму и экономии, и то, что гибрид был разработан и запущен в серию именно в Японии - отнюдь не случайность, а закономерность, обусловленная менталитетом государства.
В настоящее время существует два направления гибридизации, их можно назвать принципами Toyota и Honda. В компании Toyota считают, что работа двигателя внутреннего сгорания должна осуществляться только в режиме максимального КПД, при снижении КПД и холостых оборотах двигатель внутреннего сгорания автоматически глушится, а вместо него подключается электрический мотор. Toyota, желая сэкономить еще больше, применяет принцип регенеративного торможения, то есть, кинетическая энергия торможения превращается в электрическую (о таких превращениях энергии мы все читали в школьных учебниках физики, а специалисты Toyota ухитрились применить этот метод на практике), которая накапливается в аккумуляторе. В компании Honda считают, что бензиновый двигатель должен обладать увеличенным КПД, а электрический мотор должен включаться тогда, когда двигатель внутреннего сгорания не справляется.
Следует заметить, что гибридная система компании Honda проще и дешевле, а функция электрического мотора заключается лишь в экономии горючего. Тем не менее, гибриды Toyota оказались более популярны - за счет грамотной маркетинговой кампании. Гибриды Honda внешне не отличались от обычных моделей, а для покупателей гибридных автомобилей основным побудительным мотивом совершения покупки оказалось не желание сэкономить на эксплуатационных расходах, а демонстрация окружающим своего вклада в улучшение мировой экологии.
Основным недостатком гибридных автомобилей является цена - они дороже привычных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а также сложность - далеко не каждый автомеханик способен отремонтировать такой автомобиль. Попросту говоря, еще недостаточно специалистов нужного профиля. Но время идет, и специалисты понемногу появляются, конструкция упрощается и цены снижаются. Специалисты утверждают, что за гибридными автомобилями - будущее. Весьма вероятно, что в скором времени мы все будем ездить исключительно на гибридных автомобилях - по крайней мере практически весь автопром мира лихорадочно осваивает их производство.
Правда, есть еще вариант - может быть, будет придумано что-нибудь еще. В конце концов, еще жива память о легендарном автомобиле Тесла, который «кормился» космической энергией - по крайней мере, так утверждал сам великий Тесла. Одно ясно - эра нефти заканчивается, а вот что будет вместо нее - зависит от ученых.
София ВАРГАН